Ребёнок и дорога

В целях предупреждения причинения вреда здоровью детей и повышения эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, воспитания законопослушных участников дорожного движения в марте 2014г. МДОБУ №16 вошло в список базовых дошкольных образовательных организаций Амурской области по безопасности дорожного движения – участников проекта по апробации областной образовательной программы для дошкольников «Ребенок и дорога» в рамках непрерывного образования юных участников дорожного движения на территории Амурской области.

 Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.Программа « Ребёнок и дорога» предназначена для обучения Правилам дорожного движения и правилам безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет.

 Актуальность и практическая значимость формирования у детей  навыков безопасного поведения на дорогах несомненна. Статистика утверждает, что среди жертв ДТП много детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к обучению детей безопасному поведению на дорогах.

 Общество платит слишком большую цену – жизнь и здоровье своих детей, поэтому перед нами стоит важная задача – уберечь детей от дорожно-транспортных происшествий, научить их безопасному поведению на дороге.

Неблагополучная обстановка складывается  на дорогах  Амурской области. Детский дорожно-транспортный травматизм может негативно сказаться на неблагоприятной демографической ситуации.

Учитывая динамику детского травматизма, увеличение плотности транспортных потоков, низкое качество обучения детей безопасному поведению на дорогах, можно прогнозировать рост дорожно-транспортных происшествий с участием детей, увеличение числа погибших и раненых. Избежать опасности можно лишь обучая детей правилам безопасного поведения на улице и дорогах с самого раннего детства.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества и решаться она должна общими усилиями! Только так мы сможем уберечь детей от трагедии на дороге!

Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста.

В детском саду на протяжении 2013-2014 ведется целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Коллективом созданы оптимальные условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах.

Организацию работы с детьми по обучению правилам дорожного движения мы начали с оснащения предметно- развивающей среды. Во всех возрастных группах  имеются центры детской деятельности по обучению дошкольников правилам дорожного движения.

Совместно с родителями изготовлены макеты улицы с транспортными сред­ствами, участки  микрорайона с улицами, прилегающими к дошкольно­му учреждению);

уголок по безопасности дорожного движения для детей, в который входят:

комплект дорожных знаков для пешеходов;

атрибутика для регулирования движения: жезл, разметка «зебра», светофор;

наглядные средства по дорожной тематике (картины, иллюстрации, плакаты);

детские игрушки (автомо­биль, автобус, троллейбус, грузовой транспорт, специальный транспорт, поезд, пароход, самолет и т.д.);

дидактические и настольно-печатные игры;

набор слайдов, видеокассеты с видеороликами и мультфильмами, диски  по дорожной тематике и другие наглядные средства обучения;

художественная литература по дорожной тематике;

канцелярские принадлежности: альбомы для рисо­вания, картон, цветная бумага для аппликаций, конструирования, карандаши, фло­мастеры, краски, пластилин и т.д;

схема маршрута безопасного движения в детский сад для родителей;

дорожная разметка на территории ДОУ (площадка).

Занятия по программе «Ребёнок и дорога»  проводились для детей 3-6 лет: 1 раз в неделю, для детей подготовительной группы: 2 раза в неделю.

Обучение детей безопасному поведению на дороге проводилось в форме бесед, игр, наблюдений, конкурсов, соревнований, практических заданий.

Воспитатели детского сада учили  детей безопасным нормам поведения на улице, дороге, во дворе, и эта работа пронизывала все виды деятельности и стороны жизни ребенка: игру, занятия, прогулку, дорогу домой и в детский сад, домашние ситуации и т.п.

Формируя у дошкольников умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитатель одновременно  воспитывает их, применяя методы внушения, убеждения, примера. В этом возрасте дети особенно поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослыми. Воспитание дошкольников рекомендуется осуществлять: во-первых, через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, наблюдений, экскурсий, во-вторых, в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.

При работе с детьми следует придерживаться нескольких простых, но очень важных принципов:

  • Речь идет не  о заучивании детьми правил, сколько о воспитании дошкольников. Следовательно, главное не заучить правила, а понять (принять), превратить в прочные навыки;
  • В детском саду идет обучение не правилам дорожного движения, а правилам безопасного поведения на дороге;
  • Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя и это важно). С детьми надо выходить к дороге, рассказывать и объяснять ситуации с использованием знаний детей, использовать наблюдения за реальной дорожной обстановкой. Создавать и моделировать дорожные ситуации в групповой комнате и на игровой площадке, используя магнитную доску, стенды, макеты, мобильную  площадку;                             

Воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению на улице может быть эффективным при условии если работу по профилактике детского дорожно- транспортному травматизма педагог целенаправленно проводит с родителями и взрослыми , сопровождающими детей в дошкольное учреждение. Анкетирование родителей показало, что 95% родителей придают большое значение изучению правил дорожного движения. В дошкольном учреждении сложилась определенная система педагогического просвещения родителей по правилам дорожного движения. Особой популярностью у родителей пользуются встречи с инспектором ГИБДД, наглядная агитация, показ видеосюжетов "Ваш ребенок - пешеход", конкурсы на лучший семейный рисунок, кроссворд, сказку по данной тематике,

Для закрепления программного материала, детям дают задания на дом, которые они выполняют под руководством взрослых. Например: "Нарисуй дорогу в детский сад", "Нарисуй дорожные знаки, которые ты встречаешь по дороге домой", "Придумай сказку, про тот знак, который мы изучали". 

По итогам диагностики уровня усвоения дошкольниками правил дорожного движения было выявлено, что уровень подготовки воспитанников по отдельным разделам программы значительно возрастает. Дети усвоили правила поведения на улице и в общественном транспорте. Умеют применять полученные знания в играх, развлечениях и повседневной жизни. В беседах с детьми было отмечено владение детьми не только знаниями по этому разделу, но и умением составлять связные, логически правильно выстроенные рассказы по данным разделам, отмечалось владение детьми необходимой информацией. Уровень организации игровой деятельности по данным разделам был отмечен не только наличием необходимых знаний, знанием ролевых действий, но и правильно подобранным оснащением предметной среды с наличием необходимого игрового материала. 

Большое внимание уделяется применению полученных знаний в повседневной жизни. С этой целью воспитатели используют игры с правилами (дидактические, настольные, познавательные, спортивно- соревновательные), досуги, развлечения, кукольные спектакли. Наибольшее распространение получила сюжетно-ролевая игра,  в которой дети учатся правильному поведению на улице и правильному взаимоотношению друг с другом. Педагогами разработаны авторские игры, занятия, беседы. Такие как: «Красный, желтый, зеленый», «Дорожная мозаика» и д.р. авторские игры, занятия, беседы, развлечения); "Красный, желтый, зеленый" (авторские кроссворды, загадки), сборник "Дорожная мозаика" (выступления агитбригады, театрализованные представления, развлечения, памятки, тесты.)

Залогом успешной деятельности по профилактике детского дорожно -транспортного травматизма является систематический контроль администрации детского сада за организацией работы учреждения по данной проблеме, профессионализм и компетенция работников детского сада. Работа с педагогическими кадрами направлена на совершенствование теоретических знаний, эрудиции, повышения методического уровня в применении программы, учебных планов по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. С целью оказания помощи воспитателям проводятся консультации: "Диагностика знаний, умений, навыков по ПДД", "Игра как важнейшая форма обучения детей правилам дорожного движения", проблемные семинары "Кто прав

На протяжении изучения программы « Ребёнок и дорога» воспитанники и педагоги совместно с родителями, сотрудниками ГИБДД становились участниками различных конкурсов, викторин, бесед.

Очень важно, чтобы из сегодняшних ребят выросли грамотные и дисциплинированные участники дорожного движения. Ведь именно в дошкольном возрасте ребенок должен получить необходимые знания. Прививать детям навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению нужно учить!

У Светофора каникул нет! Под таким в летний период проходило закрепление пройденного  материала. В летний оздоровительный период на площадке детского сада был организован детский городок, где воспитанники могли закрепить правила дорожного движения и повторить дорожные знаки.
С детьми проводились  сюжетно-ролевые, строительные, дидактические, подвижные игры, состязания, конкурсы, эстафеты и др. познавательные, спортивные и развлекательные мероприятия, привлекая к деятельности родителей, как участников дорожного движения, а также сотрудников ГИБДД.

Результатом работы МДОБУ №16 по реализации областной образовательной программы « Ребёнок и дорога» является отсутствие детского дорожно-транспортного травматизма среди детей, посещающих наш детский сад, а также повышение качества знаний, умений и навыков детей по изучению правил дорожного движения. Данная работа на современном этапе развития системы дошкольного воспитания становится перспективным направлением расширения деятельности и укрепления позиций дошкольных образовательных учреждений.

Самое главное -  не останавливаться на достигнутом, искать новые формы и методы работы с детьми по обучению юных участников дорожного движения, безопасному поведению на улице и дорогах, в транспорте и во дворе, чтобы дорога у наших детей стала БЕЗОПАСНОЙ!