Консультация «Создание в группе условий для художественно - эстетического развития детей»

 

     Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в ДОУ является организация предметно-развивающей среды. 

     В каждой возрастной группе нашего детского сада созданы условия для художественно-речевой, театрально-игровой, изобразительной и музыкальной деятельности: имеются театральные, игровые центры, центры художественного творчества, которые содержат разнообразный материал, пособия, игры, театральные костюмы, атрибуты. Используются технические средства обучения. 
     Для реализации поставленных задач в МАДОУ имеются помещения для работы по художественно-эстетическому направлению: музыкальный зал, зимний сад, в котором имеется уголок Русского быта. 
     Эффективно используются лестничные площадки, холлы, раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. 
     Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству. 

        Важным компонентом системы работы по художественно-эстетическому воспитанию является организация образовательного процесса.
Образовательная работа по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ ведется одновременно в нескольких направлениях:

  • Работа с детьми.
  • Взаимодействия с семьями.
  • Сотрудничество  с учреждениями социально-педагогической среды.

В нашем детском саду система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, ведется в трех направлениях: 

  • организованная  образовательная деятельность (занятия, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры); 
  • совместная деятельность педагогов и детей; 
  • самостоятельная деятельность детей.

 Образовательная работа с детьми  в художественно-эстетическом  направлении  ведется с соблюдением принципа интеграции образовательных областей по  направлениям развития  личности ребенка:  

  • Физическое,
  • Социально-личностное,
  • Познавательно-речевое.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы:

  • ООД ( организованная образовательная деятельность)
  • Организованная образовательная деятельность взрослых и детей (праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.)
  • Самостоятельная детская деятельность, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
  • Тематические планы, музыкального руководителя и воспитателей скоординированы с учетом места и  времени проведения образовательной деятельности и режимных моментов.

      Все это  способствует комплексному решению художественно-эстетических задач, позволяет эффективнее вести образовательный процесс, что положительно сказывается на развитии детей в таких видах деятельности, как музыкальная, театральная, изобразительная, речевая. 
        Знания, полученные в ходе  организованной образовательной деятельности эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством, рисуют, создают  коллективные творческие работы.

       Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах; продолжают обучение в кружках. 
В ходе образовательного процесса  используются такие педагогические технологии, как например здорвьесберегающая, игровая, сказкотерапия, музыкотерапия.
 Музыка является одной из составляющих эстетического развития детей. Ее называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (П.М.Теплов).

Она отражает отношение человека к миру, а наши отношения – это наши эмоции.   
  Богатейшее поле для эстетического развития детей, а так же развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Это органический синтез художественной литературы, музыки, танца, живописи, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств. Особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу и служит мощным инструментом развития всех качеств его личности: познавательных, психических процессов, формирование коммуникативных навыков, как основ социальной культуры. Музыкальная, изобразительная, театрализованная, речевая деятельности проходят через весь образовательный процесс, включая и кружковую работу.

Дополнительное образование  реализуется через работу кружков художественно-эстетической направленности, которые способствуют раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогают их проявлению и дальнейшему совершенствованию. В нашем МАДОУ  это: танцевальный кружок «БУСИНКИ»,руководитель Шерстякова О.Ф., « МУКОСОЛЬКА», руководитель Кивал Н.А., «УМЕЛЫЕ РЫБКИ» - нетрадиционная техника рисования, под руководством Ситниковой С.М..
   Цель кружковой работы - обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.
            Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий ДОУ и семьи, в которой он воспитывается.

Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:

  • Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный  дошкольным учреждением.
    Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации.
  • Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.
  • Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников;

     При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. 
       Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
  
     Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями. 
     Все участники педагогического процесса находятся  в определенном социуме, который действует на детей, педагогов, родителей. Работа МАДОУ по художественно-эстетическому развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры города (детская библиотека, краеведческий музей), и разработанных совместно планов работы с каждым учреждением социума.        

      В перспективе планируем  продолжать совершенствовать систему работы по художественно-эстетическому воспитанию в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ, к условиям реализации ООП дошкольного образования.

 

Выполнила: Трофимова Наталья Александровна
воспитатель 3 группы МАДОУ №16