Проект «Вторичное использование бумажного сырья – сохранение лесного богатства» Старший дошкольный возраст.
- Подробности
- Опубликовано: 23.02.2016 18:00
Задачи проекта:
- Познакомить детей с процессом вторичной переработки бумажного сырья.
- Продолжать формировать представления о роли леса в жизни человека.
- Развивать практические исследовательские умения и навыки у детей дошкольного возраста.
- Воспитывать бережное отношение к лесному богатству нашего края.
Участники проекта: воспитанники, родители, воспитатели.
Этапы проекта:
- Подготовительный. - Основной (практический).
- Заключительный.
Введение
Из всех растительных ресурсов Земли самое важное значение в природе и жизни человека имеют леса. Леса – это богатство нашего края. Здоровье человека и его благополучие во многом зависят от мер сохранения и возобновления лесных массивов. Потребности в бумажных изделиях возрастают с каждым днём, и с каждым же днём возрастают масштабы вырубленных лесов. Чтобы сохранить лес, дать ему время на полноценное восстановление, необходимо экономить и вторично перерабатывать бумагу и картон. Утилизация макулатуры имеет большое значение, так как её применение позволяет экономить древесное сырьё. Одна тонна макулатуры заменяет 4 кубических метра древесины (40 - 50 больших ёлок и сосен).
Подготовительный этап:
- анализ проблемы проекта;
- создание банка идей и предложений;
- составление и обсуждение поэтапного плана проекта;
- подбор методической, справочной литературы по тематике проекта;
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
- совместное с родителями планирование образовательной и творческой деятельности.
Основной этап
Мероприятия с детьми |
Мероприятия совместно с родителями |
1. Познавательное занятие от Национального музея Карелии – «Волшебный мир дерева». 2.Практическое занятие «Деревья нашего края». 3. Экспериментирование «Виды бумаги и картона». 4. Просмотр презентации «Производство и переработка бумаги». 5. Практическое занятие «Изготовление бумаги в условиях детского сада». 6. Беседа «Экономим вместе». 7. Практическое занятие «Лесное хозяйство Карелии». 7. Сбор макулатуры в группе. |
1. Анкетирование родителей на тему: «Как мы экономим бумагу?» 2. Конкурс плакатов на тему «Берегите лес». 3. Гость в группе 4. Конкурс поделок из бросового материала «Вторая жизнь бумаги и картона». 5. Сбор макулатуры. 6. Поход в лес. |
Реализация проекта
В рамках проекта было проведено много интересных мероприятий совместно со всеми участниками проекта:
- Практическое занятие «Деревья нашего края», на котором дети пополняли свои знания о деревьях; работали с гербариями, определяли, с какого дерева листок; соревновались в командах, отвечая на задания и вопросы викторины.
- Познавательное занятие– «Волшебный мир дерева». Дети знакомились с тем, что и как делали карелы из дерева.
- Практическое занятие «Лесное хозяйство», на котором дети смогли закрепить свои знания о сообществе ЛЕС, узнали о проблемах лесного хозяйства Карелии, о том, что может угрожать лесным богатствам нашего края. Занятие сопровождалось показом мультимедийной презентацией.
- Беседа о профессии лесовода. «Гость в группе» подробно рассказала детям о специфике профессии, познакомила с основными видами деятельности лесовода в природе; показала и дала каждому ребёнку возможность рассмотреть предметы и инструменты, необходимые ей для работы (прибор для измерения высоты дерева, прибор для определения возраста деревьев, толщины ствола).
- В рамках непосредственной образовательной деятельности проведено практическое занятие по детскому экспериментированию «Сравнение свойств разных видов бумаги и картона». На занятии дети познакомились с разными видами бумаги и картона, в ходе самостоятельного исследования свойств бумаги и картона дети пришли к выводу, что изделия из бумаги и картона требуют бережного к себе отношения.
- Просмотр презентации «Производство бумаги и картона. Переработка макулатуры». В результате дети расширили свои знания о процессе производства и переработки бумаги из макулатуры.
- В рамках непосредственной образовательной деятельности проведено практическое занятие «Изготовление бумаги в условиях детского сада».
- Анкетирование родителей на тему: «Как мы экономим бумагу».
- Дети совместно с родителями приняли участие в конкурсе плакатов на тему «Берегите лес!» и конкурсе поделок из бросового материала «Вторая жизнь бумаги и картона».
Практическая работа «Изготовление бумаги в условиях детского сада»
Цель: Получить бумагу в условиях детского сада из использованных газет и исписанных тетрадных листов.
Опыт №1. Чтобы получить бумагу в домашних условиях из бумажных отходов, была применена следующая методика.
Что делать:
- Разорвать бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместить их в таз. Налить в таз воды и оставьте на ночь.
- Добавить большое количество воды и размолоть бумагу миксером так, чтобы можно было различить мелкие кусочки или волокна бумаги. Сделать, таким образом, полное ведро пульпы.
- Согнуть квадратную или круглую рамку.
- Натянуть на рамку одну штанину колготок. Концы завязать.
- Наполнить таз пульпой и погрузить в него рамку.
- Аккуратно поднять рамку, держа ее горизонтально. Не дотрагивайся до нее и не капай на нее водой!
- Положить рамку на пять минут на ровную поверхность, а затем повесить для просушки.
- Через несколько часов лист бумаги высохнет. Аккуратно отделить его тупым ножом от рамки.
Вывод: Первый опыт был проведён со старыми газетами. В результате получилась бумага серого цвета, мягкая и тонкая. Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд (туалетная бумага, салфетки, как обёрточный материал).
Опыт №2. Получение цветной бумаги.
Для того, чтобы получить цветную бумагу, было применено окрашивание ранее полученной пульпы красителем (зеленка, гуашь).
Вывод: была получена цветная бумага. Такую бумагу можно использовать для детского творчества.
Опыт №3. Получение бумаги из тетрадных листов.
Чтобы получить бумагу в домашних условиях из чистых тетрадных листов, была применена эта же методика.
Вывод: бумага получилась более нежная и бело-голубоватого цвета.
Опыт №4. Получение белой бумаги.
Чтобы получить белую бумагу, мы в приготовленную пульпу из исписанных тетрадных листов добавили хлорный отбеливатель.
Вывод: получилась бумага белого цвета.
Социологический опрос на тему «Что вы знаете о вторичном использовании бумажного сырья?»
Цель опроса: выявление осведомленности детей и родителей об использовании вторичного бумажного сырья (макулатуры).
Семьям было предложено ответить на следующие вопросы:
- Как известно, бумагу получают из древесины, запасов которой с каждым годом становится всё меньше и меньше, а потребность бумаги возрастает. Какое решение данной проблемы вы можете предложить?
- Известно ли вам, для производства чего используют макулатуру?
- Считаете ли вы необходимым участие в сборе макулатуры?
Выводы и предложения
1. В результате проделанной работы мы изучили историю возникновения бумаги, познакомились с технологией производства бумаги на целлюлозно-бумажном комбинате.
2. Изучив различные источники, мы опробовали один из методов изготовления бумаги в условиях детского сада. Используя старые газеты и исписанные тетрадные листы, нам удалось получить бумагу разного качества, а при помощи красителей, отбеливателя мы смогли получить бумагу разного цвета.
Таким образом, дети познакомились с изготовлением бумаги в условиях детского сада.
Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд, а также для детского творчества, что позволит сэкономить семейный бюджет и природные ресурсы нашей страны.
3. В результате социологического опроса, проведённого среди родителей нашего дошкольного образовательного учреждения, выяснилось, что большинство семей осознают необходимость личного вклада в дело сохранения лесных богатств и готовы принимать активное участие в сборе и сдаче макулатуры.
Учитывая, что использованная бумага может перерабатываться, сохраняя при этом некоторые свойства, мы предлагаем:
- шире вести разъяснительную работу среди детей дошкольного и школьного возраста по сбору и сдаче макулатуры на темы: «Отходы в доходы», «Книжке – вторую жизнь»;
- улучшить работу пунктов приёма макулатуры.
Мы считаем, что использование вторичного бумажного сырья в масштабах целого государства и отдельных регионов позволяет сохранить лесные ресурсы.
Надо помнить, что лес - это сокровище, которое подарила нам мать-природа и что лес нужно беречь, охранять и всеми силами пытаться спасти.
Результат:
- наличие знаний у детей о лесе, как взаимосвязанной системе живых организмов;
- расширение представлений дошкольников о значимости и влияния леса в природе и жизни человека;
- возникновение стойкого интереса к экономии бумаги и картона, сбору и переработке макулатуры;
- активизация познавательной и исследовательской деятельности детей и родителей;
- взаимодействие родителей и детей в творческой экспериментальной деятельности и в процессе сбора макулатуры.