Беседы о здоровье с детьми старшей группы

Беседа №1    «Скелет – наша опора».

Программное содержание: познакомить детей со строением скелета и его функцией в человеческом организме, с механизмом работы мышц, их функцией, расширить знания детей о том, как нужно укреплять мышцы и кости, учить детей по иллюстрации узнавать и уметь рассказывать о строении скелета. Воспитывать у детей интерес к собственному телу, осознанное отношение к собственному здоровью.

Необходимы материалы с изображением скелета человека.

Ход беседы:

-Ребята как вы думаете, может ли быть такое, чтобы брюки или платье могли сами стоять вертикально? (нет)

-Чтобы они не лежали на полу, как тряпка, их надо на что-нибудь или на кого-нибудь надеть.

         Так и человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета. Скелет – это наша опора. На вид он хрупкий, но на самом деле очень прочный. Скелет служит организму не только опорой, но и защищает внутренние органы. (Показ рисунка скелета).

-Посмотрите на рисунок. Череп похож на шлем. Что он защищает? (мозг).

-Что защищает грудная клетка? (сердце, легкие).

-Назовите части скелета, покажите, где они находятся (череп, скелет верхних конечностей, грудная клетка, скелет нижних конечностей, позвоночник).

-О худых людях иногда говорят: «У него только кожа да кости». Может ли такое быть на самом деле? Если бы это было так, то человек не смог бы двигаться. Чтобы бегать, ходить, поднимать грузы и даже моргать, человеку нужны мышцы. Мышцы –главные «силачи». Они прикрепляются к скелету и заставляют его двигаться.

         Мышцы могут сокращаться или расслабляться. Когда мышца сокращается, она действует на кость, как на рычаг, и заставляет кость двигаться.

-Попробуйте согнуть руку: при этом мышца, которая сгибает руку (сгибатель), сокращается, и кость движется. В это время мышца-разгибатель расслабляется. Мышц очень много, они разные.

-Какое значение имеют мышцы?

-Как они помогают человеку? (мышцы позволяют прыгать, поворачиваться, размахивать руками, жмуриться, говорить, улыбаться, петь и т.д.)

-Скелет и мышцы растут и развиваются, поэтому движения человека становятся совершеннее и разнообразнее. Чтобы стать красивым, сильным, здоровым и выносливым человеком, нужно тренировать мышцы.

-Что поможет это сделать? (физкультура и спорт.)

-Попробуйте определить силу ваших мускулов. Обхватите одной рукой, например левой, предплечье правой руки и начните разжимать и сжимать правый кулак. Прислушайтесь к себе. Что вы чувствуете?

-Мы напрягаемся, производим работу. На руке появилось твердое образование, оно твердеет. Расслабились, мышца снова становится мягкой. Скажите, что напоминает двигающийся мускул?

-Вот, что интересно! Мышцы напоминают маленьких мышат, бегающих под кожей. Вот почему слово «мышца» очень похожа на слово «мышь». Оно происходит от слова «мышь», а мускул – от латинского слова «мускулус», т.е. мышонок.

-Что кроме упражнений может укрепить кости и мышцы? (пища)

-Какие продукты необходимо употреблять? (те, в которых в большом количестве соли кальция, - творог, молоко; также полезны овощи, фрукты)

-Что же делать, если случилось несчастье? Что нужно делать, если повреждена мышца или кость? (важен покой, не двигаться, ждать, пока на помощь кто-то придет).

         Если сломана кость, на нее накладывают гипс. Необходим полный покой, иначе кость может неправильно срастись.

-Ребята, а сейчас ответьте на вопрос, что вы узнали нового из нашей беседы?

-Что помогает укреплять мышцы и кости?

Беседа №2    «Осанка – стройная спина».  

Программное содержание: познакомить детей с понятием «осанка» и ее значением в жизни человека, с нарушениями осанки, расширить знания детей о правилах поддержания правильной осанки, учить детей по иллюстрации узнавать и уметь рассказывать о строении скелета, о правильной и неправильной осанке, воспитывать у детей интерес к собственному телу, осознанное отношение к собственному здоровью.

Необходимы материалы: иллюстрация с изображением скелета, человека со сколиозом, высокого сутулого человека и низкого человека с правильной осанкой.

 Ход беседы:

-Ребята, как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека?

-Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и важным органам.

-Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после восемнадцати лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась костной. Поэтому вам взрослые все время говорят: «Не горби спину. Сиди прямо!» Неправильная осанка сделает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда и в более старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине.

-Это интересно, что ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.(показать рисунки).

-ходите по комнате,  положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

-ребята, у некоторых детей возникает нарушение осанки. Это называется сколиозом(показать рисунок). Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается он, как правило, в 8-10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице.

         Позволяет держать осанку позвоночник – основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей-позвонков (показать рисунок). К позвоночнику присоединены ребра. Их можно пересчитать. Попробуйте сделать это.

-Сколько вы насчитали у себя ребер? (12 пар).

-Какую работу выполняют ребра? (защищают внутренние органы от повреждения).

-Как вы думаете, может ребенок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, деформировать ее?

-Почему искривляется позвоночник у детей?

-Поэтому лучше всего научиться следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения.

-Чтобы ощущать себя здоровыми, веселыми и быть жителями страны Здоровячков, вспомним наши заветные слова: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»

-Сейчас я расскажу вам несколько правил для поддержания правильной осанки.

-Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

  • Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
  • Правильно сидеть за столом, на стуле.
  • При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
  • Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
  • Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
  • Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое осанка?

-Почему осанка должна быть правильной и красивой?

-Что нового вы открыли для себя сегодня?