Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная Война глазами детей»

«Земной поклон, солдат России,

За ратный подвиг на земле».

     Проблема: У современных детей недостаточно знаний о событиях Великой отечественной войны, так как во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.

     Тип проекта:

по методу – информационно - исследовательский; по содержанию - «Ребенок - общество»; детско - взрослый; фронтальный; творческий, групповой, краткосрочный.

     Актуальность:

     Наши деды и прадеды отстояли мир, мы должны сохранить его! Только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев достоин свободы и независимости. Изучая историю войны, мы должны объединиться в борьбе за мир, а новое поколение, воспитанное на примерах мужества и героизма дедов и прадедов, не должно допустить мировую военную катастрофу!

     Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

     Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму истории своей семьи.

     Цель проекта:

     Создание условий для обогащения детей знаниями о Великой Отечественной войне на основе исторических фактов, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью и Родину.

     Задачи:

1. Формировать гражданственность, чувство любви к Родине на основе изучения военной истории Отечества, чувства уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны,  мнение о недопустимости повторения войны.

2. Обогащать и развивать словарный запас детей.

3. Ознакомить с произведениями художественной литературы, живописи и музыкой военных лет.

4. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.

5. Воспитывать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.

 6. Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа.

     Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети..

     Продолжительность проекта: 1 месяц.

     Основные формы реализации проекта: Экскурсии, беседы, организация НОД, мини-выставки, составление рассказов, коллекционирование, физкультурный досуг, консультации для родителей.

     Организация деятельности над проектом.

1. Деятельность педагогов.

• Подготовка методических и дидактических материалов.

• Проведение НОД, организация выставок.

• Чтение художественной литературы, заучивание стихов к празднику.

• Индивидуальные и коллективные беседы о Великой Отечественной войне.

• Прослушивание музыкальных произведений военно- патриотической тематики.

• Тематическое содержание книжного уголка.

• Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная».

• Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.

      2. Деятельность детей.

• Участие в конкурсах, праздниках, беседах.

• Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.

• Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.

• Исполнение сюжетно-ролевых игр "Пограничники", "Моряки".

     3. Деятельность родителей.

• Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе.

• Рисование с детьми сюжетов на военную тему.

• Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.  

Предметно-развивающая среда:

Оформление «Уголка боевой славы».

Подборка дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр с патриотическим содержанием.

Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.

Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 мая, военных, о мире.

Подборка песен военных лет.

Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.

Подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику.

     План работы:

     1 этап Подготовительный

- определение темы проекта,

- формулирование целей и задач проекта,

- подбор необходимого материала.

      2 этап Основной (реализация проекта)

     НОД, беседы, анкетирование, викторины, игры, выставки рисунков и военной техники, чтение худ. литературы, разучивание стихотворений, просмотр презентаций и мультфильмов на военную тематику, праздники посвященные защитникам отечества и дню победы.

     3 этап Заключительный

1.Организация и проведение утренника посвященного празднованию «Дня Победы»     

2. Оформление выставки   детского творчества ко Дню Победы.

3. Выпуск стенгазеты «Война глазами детей»

4. Создание уголка памяти

5. Защита педагогического проекта на тему «Детям о ВОВ»

     Ожидаемый результат:  В отношении детей:

1. Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной Войне.

2. Закреплен навык составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ.

3. Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.

4. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла;  бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).

     В отношении родителей:

1. Повышение педагогической компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания;

2. Повышение вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс.

     Трансляция проекта:       

  •          Создание «Уголка боевой славы».
  •          Выпуск стенгазеты «Война глазами детей».
  •          Выставка рисунков «Этих дней не смолкнет слава».
  •          Музыкально-спортивный праздник «День Победы».

     Дальнейшее развитие проекта:       

     Разработать и реализовать проект о формировании у дошкольников представления о родном городе и его достопримечательностях, а также о людях прославивших наше село.

Перспективный план

Месяц

Виды детской деятельности

Работа с родителями

Подготови-тельный этап

 

НОД «Российский флаг»

Беседа с детьми «Что я знаю о войне?»

Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии».

Рассматривание иллюстраций родов войск, фотографии показывающие будни армии.

Ознакомление с художественной литературой: Я. Длуголенский «Что могут солдаты», Я. Абидов «Мать-Земля», М. Исаковский «Навек запомни», А.Гайдара «Война и дети», Л. Кассиль «Памятник солдату».

Д/и «Разложи и назови правильно».

П/и «Самолеты».

С/р игра «Мы солдаты».

Рассматривание репродукций: «Богатыри».

Рисование «Салют», «Пусть всегда будет солнце»,

Лепка «Звезда».

Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д.Кабалевский "Марш" (детский), П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков».

Сбор документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны.

 

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

 

Помощь в организации выставки книг о войне.

 

Основной этап

           

 

НОД «Россия – Родина моя», «Наша армия родная».

Беседы «Подвиг на войне», «Женщины на защите отечества».

Спортивный праздник «Хочется мальчикам в армии служить».

Рассматривание фотографий «Фотохроника военных дней».

Подбор открыток, иллюстраций, фотографий и оформление альбомов «Наша Армия родная».

Чтение художественных произведений: С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы», «Отцовское поле» В. Крупин, «Братские могилы» В. Высоцкий, «Советский воин», О. Высотская «Мой брат уехал на границу»

Заучивание стихов об армии, мужестве, дружбе.

Рассказ-беседа «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве».

Рассматривание репродукций художников, посвященных эпизодам Великой Отечественной войны: «Парад на Красной площади» (К. Юон) и др.

Сюжетно-ролевые игры «Пограничники», «Военные».

Подвижные игры «Перетягивание каната», «Сигнальные флажки»

Рисование:  «С чего начинается Родина», «Мой папа-защитник Родины».

Лепка «Самолёт».

Ручной труд «Подарки папам и дедушкам».

Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, М. Блантера «Катюша».

 

Консультация: «Воспитание у детей чувства уважения к своей стране, гордости за Родину и народ через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны».

 

Помощь в подборе

открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная».

 

Заключи-тельный этап

 

НОД «День Победы», «Взрослым и детям нужен мир на всей планете».

Беседа о празднике «День Победы». 

Музыкально-спортивный праздник посвященный «Дню Победы»

Выставка рисунков «Этих дней не смолкнет слава»

Создание «Уголка боевой славы».

Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о любви и защите Родины, ее защитниках.

Дидактическая игра «Ордена и медали»

Игры: «Полоса препятствий», «Собери салют».

Просмотр мультфильма «Раз, два. Горе – не беда».

Рассматривание репродукций художников: «Победа» (П. Кривоногов)

Рисование «Я рисую мир», «Вечный огонь».

Прослушивание музыкальных произведений: «День Победы» Д. Тухманова, «Солнечный круг» А.Александрова.

Содействие в организации экскурсии.

 

Участие в выставке рисунков, выпуске стенгазеты.

 

           

Список использованной литературы:

  1.       Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
  2.       Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
  3.       Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст]: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.
  4.       Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с.