Конспект НОД «Удивительная соль» по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы.
- Подробности
- Опубликовано: 18.07.2023 15:15
Цель: Систематизация представлений детей о соли и её свойствах.
Задачи: Дать детям представление о значении соли в жизни человека;
- Формировать представление о свойствах соли;
- Закрепить умение самостоятельно осуществлять практические действия;
- Развивать мышление, наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом. Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.
Оборудование: соль, салфетки, тарелочки, лупы, ложки, мешочки с солью, поролон, контейнера для воды, картофель, образцы кристаллов, фильтровальная бумага, стаканчики однор.
Ход НОД.
- Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию.
А кто работает в лабораториях? (ученные, профессора)
Что они делают? ( проводят разные опыты и эксперименты.)
А вы, хотите сегодня побывать в роли научных работников лаборатории?
Прежде чем пойти в лабораторию давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
1. Не трогать руками глаза;
2- Соблюдать тишину;
3- Не толкать соседа во время работы;
4- Нельзя нюхать и пробовать на вкус исследуемый материал, без разрешения воспитателя.
5- Сначала посмотри, а потом повтори;
6- Выполнил, положи на место.
А проводить мы будем эксперименты с одним удивительным веществом природы, с которым вы хорошо знакомы.
-Ребята, предлагаю вам отгадать загадку:
Рассказать обо мне хоть немного позволь.
У меня на Земле очень важная роль:
Я от порчи храню сало, овощи, рыбу.
В море есть я в воде, а в земле лежу глыбой,
Без меня суп - не суп, и салат - не салат,
Нет меня - и не вкусно, и повар не рад.
В рану, в глаз попаду - будет едкая боль.
Как назвали меня, догадался ты?
- Загадка: Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна. (Соль.)
-Определите: в какой тарелке лежит соль. Как определили?
В: Правильно – это соль. Соль – самая древняя из специй.
Слово соль произошло от латинского слова, означающего «море».
Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих видов продовольствия можно обойтись. Без соли – нет. Это единственный в мире продукт, который нечем заменить и без которого жизнь человека невозможна.
В древности охотники видели, как животные лизали солонцы – белые кристаллы каменной соли, выступающие где-то из-под земли. Они попробовали добавлять соль в пищу, она становилась вкуснее.
А ещё люди прятали добытое впрок мясо в морскую воду, чтобы защитить его от хищных птиц и насекомых, от этого мясо приобретало вкус.
Раньше соль была дорогим товаром. В Древнем Риме караваны с солью сопровождали отряды воинов.
У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком, подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолоно-хлебавши». Соль подавали в дорогих солонках, к ней относились очень уважительно и придавали ей множество мистических свойств. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Вот о ней мы сегодня и поговорим и будем проводить эксперименты с солью, вы познакомитесь с новыми свойствами соли и узнаете, что соль имеет свойство хрустеть.
- А что такое соль? (Соль - полезное ископаемое, – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде.)
Соль – это полезное ископаемое, минерал, который люди используют не только для приготовления пищи, но и в других областях нашей жизни. Существует множество видов соли, но человек использует в основном такие: каменная (неочищенная), поваренная (очищенная), а также крупная и мелкая, йодированная и морская соль. Она бывает разного размера и цвета. Соль добывают под землёй на глубине трёхсот метров с помощью специальной техники, а также из вод всех наших морей, в соляных озёрах. Затем соль перерабатывают и отправляют в наши магазины, где мы её и покупаем. Соль - это ценнейший дар людям, который даёт нам наша богатейшая планета Земля. Чтобы сохранить эти богатства мы должны научиться любить и беречь её. Соль очень важна для жизни и здоровья человека, она содержится во всех продуктах, которые мы употребляем. Но, важно знать, что использование соли в больших количествах вредит здоровью и может вызвать различные заболевания.
Люди издавна ценили полезные свойства соли, и это отражалось в народном творчестве. Существует множество пословиц и поговорок, например:
Соли не жалей, так и есть веселей.
Щепотка соли делает сахар слаще.
Без соли, без хлеба - половина обеда.
Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать.
Без соли - хлеб не еда.
-Как вы думаете, ребята, что означают эти слова? (Обсуждение с детьми смыслового значения пословиц).
-А какую соль вы знаете? (поваренная, каменная, морская, мелкая, крупная…)
- А где добывают соль?
-Скажите с какими свойствами соли вы уже знакомы? (Соль белого цвета, нет не имеет запах, соленая, растворяется в воде) (карточки – схемы)
- Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? (Да, соль необходима человеку. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.)
-А для чего нужна, каждый из вас скажет передавая мешочек друг другу.
Игра «Соль полезна ….» (с мешочком с солью, передавать и говорить)
(Чтобы консервировать овощи; Чтобы промывать нос, полоскать горло, при ушибах; Чтобы посолить суп; Чтобы посыпать ледяные дорожки; Чтобы добавить в жареную картошку; Чтобы посолить салат, капусту; Чтобы засолить грибы…)
- А можно ли употреблять слишком много соли человеку? Почему?
-Казалось бы, добавляй в пищу больше соли и проблем со здоровьем не будет. Но это не так! Переизбыток поваренной соли в рационе человека также вреден для его здоровья. Организм в таком случае начинает задерживать воду, органы работают с перегрузкой, повышается артериальное давление. Поэтому в употреблении поваренной соли важно соблюдать меру и придерживаться рекомендаций врачей.
-Попробуйте угадать, в каких случаях соль может принести пользу, а в каких вред:
Викторина «Польза или вред» (воспитатель задаёт вопросы, дети думают и отвечают)
-Соль убивает вредные микробы, - польза или вред?
-Увеличивает кровяное давление.
-Улучшает работу мышц и необходима для пищеварения.
-Чрезмерное употребление соли приводит к воспалению слизистой желудка.
-Соляные ванночки помогают справиться с отёками ног.
-Может осложнить заболевания почек, сердца, сосудов.
-Поддерживает водно-солевой баланс организма.
-Переизбыток соли закупоривает протоки и жидкость не может покинуть организм.
-Соль служит для приготовления и сохранения продуктов питания.
-Хорошо ребята, мы уже знаем, что переизбыток соли может нанести вред нашему организму. Давайте подумаем в каких продуктах может быть слишком много соли? (Ответы детей - соленья, чипсы и т. д.)
-Одним словом – всё должно быть в меру!
-Конечно ребята, теперь вы знаете, насколько соль ценный и уникальный продукт, настолько же она может быть вредна, при избыточном её потреблении, поэтому во всём, конечно, нужно знать меру. И вы постарайтесь всегда правильно питаться, чтобы быть здоровыми и сильными!
Физкультминутка.
Тихо встали, улыбнулись, выше-выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь, рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали, и на месте побежали.
Для здоровья настроенья,
Делаем мы упражненье:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же, улыбнулись.
Сейчас в лаборатории вы познакомитесь с новыми свойствами соли.
Проходим в лабораторию и занимаем свои рабочие места.
Опыт 1.
1. Ребята, обратите внимание, перед вами тарелочки с солью.
- А теперь возьмите увеличительные стекла и рассмотрите соль.
- Из чего состоит соль? (соль состоит из белых кристаллов)
- А как ты думаешь?
Давайте возьмём ложки и надавим на соль.
- Что мы услышали? (мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день. ) (Что у тебя происходит с солью?), (-А у тебя?)
- Почему соль хрустит?
Вывод: Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
2. Тихонько подули, кристаллики разлетаются.
3. В стаканчик насыпаем соль, капаем в него из пипетки воду. Где вода? Впиталась.
Опыт 2.
А сейчас юные ученные, я хочу рассказать вам сказку - загадку, вы слушайте внимательно и запоминайте.
Шли домой два ослика, и несли груз в мешках. Один нёс мешок с солью, а другой нес мешок с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через речку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл речку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. Какой ослик принес груз, и почему только один?
- А вы как думаете, какой ослик принес весь груз? Почему?
- Кто еще как думает?
А вот какой ослик принес груз, и почему только один мы с вами сейчас узнаем.
Для эксперимента вам понадобятся (мешочек с солью, поролон, тазик с водой).
Возьмите мешочек с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? Значит, какому ослику было легко идти? Почему?
Возьмите мешочек с солью и опустите его в воду. Что происходит с солью? (она растворяется). – Что у тебя произошло с солью? А у тебя?
А теперь возьмите поролон и опустите его в воду. Что произошло? (У всех поролон впитал воду)
Сейчас проверьте, что тяжелее мешочек или поролон? (Поролон).
Давайте подумаем, какому ослику было легко плыть? Почему?
Так ответьте на вопрос задачи- сказки: какой ослик принес груз, и почему только один?
Вывод: Соль тяжелее, чем поролон, в воде она быстро растворилась, а поролон впитал воду и стал тяжелее.
-Скажите, а мы с вами где-нибудь в природе встречаемся с соленой водой?
- Правильно. В морях и океанах вода соленая.
А кто из вас был на море, на соленых озерах? Вам легко было плавать?
В соленой воде легче плавать. Хотите проверить?
Опыт 3.
Для эксперимента нам понадобятся вода, соль и картофель.
Попробуем узнать, что будет с картофелем, если его положить в воду.
Сначала положим картофель в пресную чистую (не солёную) воду.
Что произошло? (он опустился на дно). –А у тебя? У всех картофель опустился на дно? (Достаем картофель на тарелочку)
Давайте добавим соли, и размешаем, насыпаем много соли хорошо размешиваем. Какая стала вода?
Теперь опускаем картофель. Что произошло? – А у тебя?
Почему это произошло?
Вывод: Предметы в соленой воде удерживаются на поверхности, потому что плотность соленой воды выше, чем в пресной, поэтому в море нам плавать легче, чем в реке.
В море. Из-за высокой концентрации солей нельзя нырнуть - человек может лишь качаться на поверхности воды моря, как поплавок, даже можно спокойно растянуться с книгой на поверхности воды.
А у меня для вас есть маленький сюрприз. Хотите посмотреть.
Посмотрите сюда, как вы думаете, что это? (образцы кристаллов)
На что они похожи?
Это солевые кристаллы, выращенные в домашних условиях.
А вы хотите сами вырастить кристаллы соли?
Существует много способов выращивания кристаллов. С одним из способов я вас сейчас познакомлю.
Опыт №4
Нам потребуется блюдце и соль, насыпаем соль, Затем берем фильтровальную бумагу, делаем конус и поставим в соль, добавляем воды.
Результат эксперимента мы можем увидеть не сразу.
Я предлагаю включить ускоритель времени, и посмотреть, что получится.
- Как вы думаете, что мы увидим?
- Так, что же произойдет? Давайте заглянем в будущее. (вот это да, выросли кристаллы)
- Это кристаллы соли, еще одно из свойств соли, кристаллизация. Соль способна кристаллизоваться (соединяться друг с другом).
- Как же так получилось?
Вот мы с вами, день за днем, и будем наблюдать, что будет происходить, как будут расти кристаллы, так как опыт требует много времени.
Рефлексия.
И так, скажите, пожалуйста, с каким природным веществом мы сегодня работали в лаборатории?
Проделав ряд опытов, вы можете сделать выводы о свойствах соли.
1. Соль состоит из кристаллов.
2. Она сыпучая.
3. Соль впитывает небольшое количество воды.
4. Соль растворяется в большом объёме воды.
5. Солёная вода имеет высокую плотность и может удерживать предметы.
-Что вам больше всего понравилось в и запомнилось в наших исследованиях?
Молодцы! Вы были хорошими учеными. Спасибо за работу.