Конспект НОД «Удивительная соль» по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы.

Цель: Систематизация представлений детей о соли и её свойствах.

Задачи: Дать детям представление о значении соли в жизни человека;

- Формировать представление о свойствах соли;

- Закрепить умение самостоятельно осуществлять практические действия;

- Развивать мышление, наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;

- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом. Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.

Оборудование: соль, салфетки, тарелочки, лупы, ложки, мешочки с солью, поролон, контейнера для воды, картофель, образцы кристаллов, фильтровальная бумага, стаканчики однор.

Ход НОД.

- Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию.

А кто работает в лабораториях? (ученные, профессора)

Что они делают?  ( проводят разные опыты и эксперименты.)

 А вы, хотите сегодня побывать в роли научных работников лаборатории?

Прежде чем пойти в лабораторию давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

1. Не трогать руками глаза;

2- Соблюдать тишину;

3- Не толкать соседа во время работы;

4- Нельзя нюхать и пробовать на вкус исследуемый материал, без разрешения воспитателя.

5- Сначала посмотри, а потом повтори;

6- Выполнил, положи на место.

А проводить мы будем эксперименты с одним удивительным веществом природы, с которым вы хорошо знакомы.

-Ребята, предлагаю вам отгадать загадку:

Рассказать обо мне хоть немного позволь.

У меня на Земле очень важная роль:

Я от порчи храню сало, овощи, рыбу.

В море есть я в воде, а в земле лежу глыбой,

Без меня суп - не суп, и салат - не салат,

Нет меня - и не вкусно, и повар не рад.

В рану, в глаз попаду - будет едкая боль.

Как назвали меня, догадался ты?

- Загадка: Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна. (Соль.)

-Определите: в какой тарелке лежит соль. Как определили?

В: Правильно – это соль. Соль – самая древняя из специй.

Слово соль произошло от латинского слова, означающего «море».

Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих видов продовольствия можно обойтись. Без соли – нет. Это единственный в мире продукт, который нечем заменить и без которого жизнь человека невозможна.

В древности охотники видели, как животные лизали солонцы – белые кристаллы каменной соли, выступающие где-то из-под земли. Они попробовали добавлять соль в пищу, она становилась вкуснее.

А ещё люди прятали добытое впрок мясо в морскую воду, чтобы защитить его от хищных птиц и насекомых, от этого мясо приобретало вкус.

Раньше соль была дорогим товаром. В Древнем Риме караваны с солью сопровождали отряды воинов.

У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком, подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолоно-хлебавши»Соль подавали в дорогих солонках, к ней относились очень уважительно и придавали ей множество мистических свойств. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Вот о ней мы сегодня и поговорим и будем проводить эксперименты с солью, вы познакомитесь с новыми свойствами соли и узнаете, что соль имеет свойство хрустеть.

- А что такое соль? (Соль - полезное ископаемое, – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде.)

Соль – это полезное ископаемое, минерал, который люди используют не только для приготовления пищи, но и в других областях нашей жизни. Существует множество видов соли, но человек использует в основном такие: каменная (неочищенная), поваренная (очищенная), а также крупная и мелкая, йодированная и морская соль. Она бывает разного размера и цвета. Соль добывают под землёй на глубине трёхсот метров с помощью специальной техники, а также из вод всех наших морей, в соляных озёрах. Затем соль перерабатывают и отправляют в наши магазины, где мы её и покупаем. Соль - это ценнейший дар людям, который даёт нам наша богатейшая планета Земля. Чтобы сохранить эти богатства мы должны научиться любить и беречь её. Соль очень важна для жизни и здоровья человека, она содержится во всех продуктах, которые мы употребляем. Но, важно знать, что использование соли в больших количествах вредит здоровью и может вызвать различные заболевания.

Люди издавна ценили полезные свойства соли, и это отражалось в народном творчестве. Существует множество пословиц и поговорок, например:

Соли не жалей, так и есть веселей.

Щепотка соли делает сахар слаще.

Без соли, без хлеба - половина обеда.

Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать.

Без соли - хлеб не еда.

-Как вы думаете, ребята, что означают эти слова? (Обсуждение с детьми смыслового значения пословиц).

-А какую соль вы знаете? (поваренная, каменная, морская, мелкая, крупная…)

- А где добывают соль?

-Скажите с какими свойствами соли вы уже знакомы? (Соль белого цвета, нет не имеет запах, соленая, растворяется в воде) (карточки – схемы)

- Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? (Да, соль необходима человеку. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.)

-А для чего нужна, каждый из вас скажет передавая мешочек друг другу.

Игра «Соль полезна ….» (с мешочком с солью, передавать и говорить)

(Чтобы консервировать овощи; Чтобы промывать нос, полоскать горло, при ушибах; Чтобы посолить суп; Чтобы посыпать ледяные дорожки; Чтобы добавить в жареную картошку; Чтобы посолить салат, капусту; Чтобы засолить грибы…)

- А можно ли употреблять слишком много соли человеку? Почему?

-Казалось бы, добавляй в пищу больше соли и проблем со здоровьем не будет. Но это не так! Переизбыток поваренной соли в рационе человека также вреден для его здоровья. Организм в таком случае начинает задерживать воду, органы работают с перегрузкой, повышается артериальное давление. Поэтому в употреблении поваренной соли важно соблюдать меру и придерживаться рекомендаций врачей.

-Попробуйте угадать, в каких случаях соль может принести пользу, а в каких вред:

Викторина «Польза или вред» (воспитатель задаёт вопросы, дети думают и отвечают)

-Соль убивает вредные микробы, - польза или вред?

-Увеличивает кровяное давление.

-Улучшает работу мышц и необходима для пищеварения.

-Чрезмерное употребление соли приводит к воспалению слизистой желудка.

-Соляные ванночки помогают справиться с отёками ног.

-Может осложнить заболевания почек, сердца, сосудов.

-Поддерживает водно-солевой баланс организма.

-Переизбыток соли закупоривает протоки и жидкость не может покинуть организм.

-Соль служит для приготовления и сохранения продуктов питания.

-Хорошо ребята, мы уже знаем, что переизбыток соли может нанести вред нашему организму. Давайте подумаем в каких продуктах может быть слишком много соли?   (Ответы детей - соленья, чипсы и т. д.)

-Одним словом – всё должно быть в меру!

-Конечно ребята, теперь вы знаете, насколько соль ценный и уникальный продукт, настолько же она может быть вредна, при избыточном её потреблении, поэтому во всём, конечно, нужно знать меру. И вы постарайтесь всегда правильно питаться, чтобы быть здоровыми и сильными!

Физкультминутка.

Тихо встали, улыбнулись, выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь, рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали, и на месте побежали.

Для здоровья настроенья,

Делаем мы упражненье:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же, улыбнулись.

Сейчас в лаборатории вы познакомитесь с новыми свойствами соли.

Проходим в лабораторию и занимаем свои рабочие места.

Опыт 1.

1. Ребята, обратите внимание, перед вами тарелочки с солью.

- А теперь возьмите увеличительные стекла и рассмотрите соль.

- Из чего состоит соль? (соль состоит из белых кристаллов)

- А как ты думаешь?

Давайте возьмём ложки и надавим на соль.

- Что мы услышали? (мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день. ) (Что у тебя происходит с солью?), (-А у тебя?)

- Почему соль хрустит?

Вывод: Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

2. Тихонько подули, кристаллики разлетаются.

3. В стаканчик насыпаем соль, капаем в него из пипетки воду. Где вода? Впиталась.

Опыт 2.

А сейчас юные ученные, я хочу рассказать вам сказку - загадку, вы слушайте внимательно и запоминайте.

Шли домой два ослика, и несли груз в мешках. Один нёс мешок с солью, а другой нес мешок с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через речку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл речку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. Какой ослик принес груз, и почему только один?

- А вы как думаете, какой ослик принес весь груз? Почему?

- Кто еще как думает?

А вот какой ослик принес груз, и почему только один мы с вами сейчас узнаем.

Для эксперимента вам понадобятся (мешочек с солью, поролон, тазик с водой).

Возьмите мешочек с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? Значит, какому ослику было легко идти? Почему?

Возьмите мешочек с солью и опустите его в воду. Что происходит с солью? (она растворяется). – Что у тебя произошло с солью? А у тебя?

А теперь возьмите поролон и опустите его в воду. Что произошло? (У всех поролон впитал воду)

Сейчас проверьте, что тяжелее мешочек или поролон? (Поролон).

Давайте подумаем, какому ослику было легко плыть? Почему?

Так ответьте на вопрос задачи- сказки: какой ослик принес груз, и почему только один?

Вывод: Соль тяжелее, чем поролон, в воде она быстро растворилась, а поролон впитал воду и стал тяжелее.

-Скажите, а мы с вами где-нибудь в природе встречаемся с соленой водой?

- Правильно. В морях и океанах вода соленая.

А кто из вас был на море, на соленых озерах? Вам легко было плавать?

В соленой воде легче плавать. Хотите проверить?

Опыт 3.

Для эксперимента нам понадобятся вода, соль и картофель.

Попробуем узнать, что будет с картофелем, если его положить в воду.

Сначала положим картофель в пресную чистую (не солёную) воду.

Что произошло? (он опустился на дно). –А у тебя? У всех картофель опустился на дно? (Достаем картофель на тарелочку)

Давайте добавим соли, и размешаем, насыпаем много соли хорошо размешиваем. Какая стала вода?

Теперь опускаем картофель. Что произошло? – А у тебя?

Почему это произошло?

Вывод: Предметы в соленой воде удерживаются на поверхности, потому что плотность соленой воды выше, чем в пресной, поэтому в море нам плавать легче, чем в реке.  

В море. Из-за высокой концентрации солей нельзя нырнуть - человек может лишь качаться на поверхности воды моря, как поплавок, даже можно спокойно растянуться с книгой на поверхности воды.

А у меня для вас есть маленький сюрприз. Хотите посмотреть.

Посмотрите сюда, как вы думаете, что это? (образцы кристаллов)

На что они похожи?

Это солевые кристаллы, выращенные в домашних условиях.

А вы хотите сами вырастить кристаллы соли?

Существует много способов выращивания кристаллов. С одним из способов я вас сейчас познакомлю.

Опыт №4

Нам потребуется блюдце и соль, насыпаем соль, Затем берем фильтровальную бумагу, делаем конус и поставим в соль, добавляем воды.

Результат эксперимента мы можем увидеть не сразу.

Я предлагаю включить ускоритель времени, и посмотреть, что получится.

- Как вы думаете, что мы увидим?

- Так, что же произойдет? Давайте заглянем в будущее. (вот это да, выросли кристаллы)

- Это кристаллы соли, еще одно из свойств соли, кристаллизация. Соль способна кристаллизоваться (соединяться друг с другом).

- Как же так получилось?

Вот мы с вами, день за днем, и будем наблюдать, что будет происходить, как будут расти кристаллы, так как опыт требует много времени.

Рефлексия.

И так, скажите, пожалуйста, с каким природным веществом мы сегодня работали в лаборатории?

Проделав ряд опытов, вы можете сделать выводы о свойствах соли.

1. Соль состоит из кристаллов.

2. Она сыпучая.

3. Соль впитывает небольшое количество воды.

4. Соль растворяется в большом объёме воды.

5. Солёная вода имеет высокую плотность и может удерживать предметы.

-Что вам больше всего понравилось в и запомнилось в наших исследованиях?

Молодцы! Вы были хорошими учеными. Спасибо за работу.