Семинар – практикум для родителей во второй группе раннего возраста «Пальцы помогают говорить»

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые  питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский

Задачи:
1. Познакомить родителей с пальчиковыми играми.
2. Познакомить с методикой пальцевого массажа.
3. Привлечь к изготовлению пособия для развития речи.
4. Обучить игровым приемам: сопровождение действий словами в игре; повторение звукосочетаний; проведение логоритмических упражнений.

                                       Ход проведения семинара-практикума

Добрый день, уважаемые родители. Мы очень рады видеть вас на нашей встрече. Чтобы наше собрание прошло еще более успешно, давайте поприветствуем друг друга.

(родители двигаются под музыку)

Ведущий держит 3 ладони, вырезанные из картона синего, красного и жёлтого цвета.

Варианты сигналов:

красная ладонь- надо пожать руку;

синяя ладонь- погладить по плечу;

жёлтая ладонь- «поздороваться спинками.

        Тема сегодняшнего семинара-практикума «Пальцы помогают говорить». Взаимосвязь мелкой моторики и речевого развития известна уже давно.

В исследованиях М.Кольцовой установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки.

На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит в следующем: ребенка просят показать сначала один пальчик, потом два пальчика и три ("сделай вот так" - и показываем, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые ("ватные") и не дают изолированных движений, то это - неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача родителей - превратить обучение в увлекательную игру, выбрав те занятия, которые понравятся именно вашему ребенку!
Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.

А сейчас небольшая разминка

I.Разминка:

Вопросы:

.1Вспомните пожалуйста авторов детских книг.

2.Расскажите любимое стихотворение вашего ребенка.

3. Назовите самые известные  пальчиковые игры, которые ещё наши прабабушки использовали в воспитании детей («Ладушки» и «Сорока - белобока кашу варила».)

Правильно!

«Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!

- Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз.

- Стимуляция мыслительных функций и речи – это два.

- Веселое общение малыша и взрослого, заряд положительных эмоций – это три.

В нашей группе ведётся  работа по реализации программы кружка «Пальцы помогают говорить». Педагогическая целесообразность её заключается в том, что на занятиях используются не только пальчиковые игры, а также различный материал :крупа, орехи, фасоль, карандаши. Но мы не можем уделить большое количество времени каждому ребёнку для подобных игр, а вот Вы - наши замечательные и активные мамы – можете!

 

Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?

  • Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
  • С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын, разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
  • Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
  • Насыпьте в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: 
    "Месим, месим тесто,
    Есть в печи место.
    Будут-будут из печи
    Булочки и калачи".
  • Поиграйте с грецкими орехами:

Нужно катать два ореха между ладонями, прокатывать один орех между двумя пальцами

Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.                                     

  • Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик.
  • Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
  • Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
  • Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».

  • Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
    «Вот на лыжах едем мы, не боимся мы зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

  • Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: 
    «Сильно кусает котенок-глупыш,
    Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
    НО я же играю с тобою, малыш,
    А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

  • Расскажите пальчиками сказку

Например « Курочка Ряба»
Жили-были дед
(обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду) 
и баба 
(изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка). 
И была у них курочка Ряба 
(для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Курочка»),
Снесла курочка яичко
(округлите пальцы и соедините их кончики). 
Да не простое, а золотое, дед бил, бил(постучите кулаком по «яичку»)
— не разбил. Баба била, била(стучите кулаком по «яичку»)
— не разбила.
Мышка бежала (для детей младшего возраста — пробегите всеми пальцами правой руки по столу)

Хвостиком махнула (помашите указательным пальцем)
— яичко упало и разбилось (уроните расслабленные руки на колени). 
Дед плачет (закройте лицо руками). 
Баба плачет (закройте лицо руками). 
А курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам новое  яичко
(округлите пальцы и соедините их кончики) ,

не золотое, а простое.

  • Поиграйте с пальчиками на бумаге.

Игры с бумагой могут надолго занять кроху, к тому же такое времяпрепровождение пойдет малышу на пользу, а от родителей не потребует особых материальных затрат. Научите ребенка мять бумагу и скатывать из мятых листов шарики. А 2-летний малыш вполне может самостоятельно сделать из них бумажную скульптуру — забавного снеговика. Полезное занятие — «отщипывание-отрывание» пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Полученные обрывочки пусть малыш сложит пальчиками в пластиковый стаканчик из-под йогурта — получится бумажное мороженое. Покажите ребенку, как скатывать рулончики из бумажных полосок — это будут рулетики или улиточки, кому что нравится!

 Игра «Дорожки»

Нарисуйте с двух сторон листа два домика, между ними дорожку. Около домиков можно нарисовать или наклеить вырезанные из детского журнала изображение любой зверюшки или другого персонажа. Малышу будет нужно сказать, что зверюшки ходят друг к другу в гости, помоги им. Если малышу не интересны зверюшки, нарисуйте ему машинки, паровозики или кораблики. А малыш должен будет провести фломастером по дорожке. Если он не понял, что нужно сделать, возьмите второй фломастер и сделайте это сами, тогда он будет повторять за вами. Можно нарисовать не два, а три-четыре домика и несколько дорожек между ними. Дорожки на разных рисунках могут быть разными – прямыми или извилистыми, узкими или широкими.

 Игра «Соединялки»

Это рисование полосок разной длины. Сюжет игры придумайте, опираясь на интересы вашего малыша. Это могут быть зверюшки, у которых улетели воздушные шарики, которые надо соединить «привязать» ниточками. Причем ниточки вы тоже нарисуйте, но не ярко, например, светло-серым цветом, чтобы малышу было видно, где рисовать. Можно соединять бусины одну за другой, вагончики в поезде друг с другом, верблюдов в караване и так далее. Можно дорисовывать «сломавшиеся» ступеньки у лесенки, стебельки к цветочкам. Можно рисовать дождик, который льется из тучки, чтобы выросли эти цветочки.

Игра «Волны»

Нарисуйте озеро или речку, по которой плавают уточки или корабли. На воде нарисуйте волны – небольшие S-образные линии. Во время игры малышу нужно будет обвести их и\или нарисовать еще волны.

Игра «Прятки»

Нарисуйте картинку леса, например. Достаточно одного-двух деревьев, травки, цветочков, грибочков. В лесу – два зверя, один из которых боится другого, например, заяц и лиса. Если вы не умеете рисовать, воспользуйтесь трафаретами, художественными рамками или просто наклейте картинки. Малышу нужно спрятать одного из зверей, спасти от другого, то есть закрасить, закалякать, как можно гуще. Можно прятать рыбок от рыбака, зверей от охотника, малыша от комаров и так далее. Прятать можно большие персонажи и предметы или маленькие, это разнообразит ваши игры.

Итог встречи.

Наша встреча подошла к концу. Я хочу поблагодарить вас за внимание. Надеюсь, что  вам было интересно и наши советы вам пригодятся в воспитании ваших малышей. Прошу вас рассказать о своих впечатлениях и пожеланиях.