собрание тренинг чистовик

Родительское собрание в младшей группе

на тему «Особенности детей 3-4 лет. Игровой тренинг»

Цель: психолого-педагогическое просвещение и психологическое

сопровождение семей.

Задачи:

– показать родителям как влияет стиль общения с ребенком в семье на его

развитие, воспитание, закладку его будущей жизни;

– познакомить родителей с приёмами более эффективного общения с

детьми;

– формирование и развитие навыков рефлексии взаимоотношений

родителей с ребенком;

– приобретение родителями нового опыта при общении и взаимодействии с

детьми.

Ход родительского собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня мы с вами поговорим о психологических особенностях детей 3-4 лет и о том, что важно развивать в детях данного возраста и на что стоит

обратить особое внимание в воспитании детей.

Итак, к основным психическим процессам относятся:

– восприятие

– внимание

– память

– мышление

– воображение

– речь

Росто - весовые характеристики

Средний вес у мальчиков к четырем годам достигает 17 кг, у девочек – 16 кг. Средний рост у мальчиков к четырем годам достигает 102 см, а у девочек - 100,6 см.

Функциональное созревание

             В данном возрасте уровень развития скелета и мышечной системы определяет возможность формирования осанки, свода стопы, базовых двигательных стереотипов.

Продолжается формирование физиологических систем организма: дыхания, кровообращения терморегуляции, обеспечения обмена веществ.

             Данный возраст характеризуется интенсивным созреванием нейронного аппарата проекционной и ассоциативной коры больших полушарий.

Психические функции. В три-четыре года память ребенка носит непроизвольный, непосредственный характер. Наряду с непроизвольной памятью, начинает формироваться и произвольная память. Ребенок запоминает эмоционально значимую информацию. На основе накопления представлений о предметах окружающего мира у ребенка интенсивно развивается образное мышление, воображение. Продолжается формирование речи, накопление словаря, развитие связной речи.

             В три-четыре года внимание ребѐнка носит непроизвольный, непосредственный характер. Отмечается двусторонняя связь восприятия и внимания – внимание регулируется восприятием (увидел яркое – обратил внимание). В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в про-странстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и во всех знакомых ему помещениях образовательной организации.

Детские виды деятельности. Система значимых отношений ребенка с соци-альной средой определяется возможностями познавательной сферы, наличием образ-ного мышления, наличием самосознания и начальными формами произвольного по-ведения (действие по инструкции, действие по образцу). Социальная ситуация разви-тия характеризуется выраженным интересом ребенка к системе социальных отноше-ний между людьми (мама-дочка, врач-пациент), ребенок хочет подражать взрослому, быть «как взрослый». Противоречие между стремлением быть «как взрослый» и не-возможностью непосредственного воплощения данного стремления приводит к фор-мированию игровой деятельности, где ребенок в доступной для него форме отобра-жает систему человеческих взаимоотношений, осваивает и применяет нормы и пра-вила общения и взаимодействия человека в разных сферах жизни. Игра детей в три-четыре года отличается однообразием сюжетов, где центральным содержанием игро-вой деятельности является действие с игрушкой, игра протекает либо в индивидуаль-ной форме, либо в паре, нарушение логики игры ребенком не опротестовывается.

             В данный период начинают формироваться продуктивные виды деятельности, формируются первичные навыки рисования, лепки, конструирования. Графические образы пока бедны, у одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других ри-сунки могут быть более детализированы. Дети начинают активно использовать цвет.

             Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Дети способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

             Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

             Коммуникация и социализация. В общении со взрослыми, наряду с ситуатив-но-деловой формой общения, начинает интенсивно формироваться внеситуативно-познавательная форма общения, формируются основы познавательного общения. Со сверстниками интенсивно формируется ситуативно-деловая форма общения, что определяется становлением игровой деятельности и необходимостью согласовывать действия с другим ребенком в ходе игрового взаимодействия. Положительно-индифферентное отношение к сверстнику, преобладающее в раннем возрасте, сменя-ется конкурентным типом отношения к сверстнику, где другой ребенок выступает в качестве средства самопознания.

Саморегуляция. В три года у ребенка преобладает ситуативное поведение, произвольное поведение, в основном, регулируется взрослым. При этом, ребенок мо-жет действовать по инструкции, состоящей из 2-3 указаний. Слово играет в большей степени побудительную функцию, по сравнению с функцией торможения. Эмоции выполняют регулирующую роль, накапливается эмоциональный опыт, позволяющий предвосхищать действия ребенка.

Личность и самооценка. У ребенка начинает формироваться периферия само-сознания, дифференцированная самооценка. Ребенок, при осознании собственных умений, опирается на оценку взрослого, к четырем годам ребенок начинает сравнивать свои достижения с достижениями сверстников, что может повышать конфликтность между детьми. Данный возраст связан с дебютом личности.

К четырём годам:

- ребёнок демонстрирует положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, проявляет избирательный интерес к отдельным двигательным действиям (бросание и ловля, ходьба, бег, прыжки) и подвижным играм;

- ребёнок проявляет элементы самостоятельности в двигательной деятельности, с интересом включается в подвижные игры, стремится к выполнению правил и основных ролей в игре, выполняет простейшие правила построения и перестроения, выполняет ритмические движения под музыку;

- ребёнок демонстрирует достаточную координацию движений при выполнении упражнений, сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках, способен реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое, выполнять движения в общем для всех темпе;

- ребёнок владеет культурно-гигиенические навыки: умывание, одевание и т.п., соблюдает требования гигиены, имеет первичные представления о факторах, положительно влияющих на здоровье;

ребёнок проявляет доверие к миру, положительно оценивает себя, говорит о себе в первом лице;

- ребёнок откликается эмоционально на ярко выраженное состояние близких и сверстников по показу и побуждению взрослых; дружелюбно настроен, спокойно играет рядом с детьми;

- ребёнок владеет элементарными нормами и правилами поведения, связанными с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нельзя»), демонстрирует стремление к положительным поступкам;

- ребёнок включается охотно в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной деятельности;

- ребёнок демонстрирует интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности, владеет элементарными средствами общения в процессе взаимодействия со сверстниками;

- ребёнок владеет игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, разворачивает игровой сюжет из нескольких эпизодов;

- ребёнок проявляет интерес к правилам безопасного поведения; осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения;

- ребёнок принимает участие в несложной совместной познавательной деятельности, принимает цель и основные задачи деятельности, образец и инструкцию взрослого, стремится завершить начатое действие;

- ребёнок демонстрирует познавательную активность в деятельности, проявляет эмоции удивления в процессе познания, отражает в общении и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, полученные представления о предметах и объектах ближайшего окружения, задаёт вопросы констатирующего характера;

- ребёнок проявляет интерес к миру, потребность в познавательном общении со взрослыми; демонстрирует стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, к простейшему экспериментированию;

- ребёнок демонстрирует умения вступать в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращённую к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространённые предложения; проявляет речевую активность в общении со сверстником; здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, выражает просьбу, узнаёт содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликается; совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи.

К 3-4годам у ребенка возрастает сила нервных процессов, повышается

их подвижность. совершенствуется возможность сопровождать речью свою игру. Дети без труда воспринимают указания взрослого в процессе различной

деятельности. Однако нервные процессы у ребенка

еще далеки от совершенства. Преобладает процесс возбуждения над процессом торможения. При нарушении привычных условий жизни, при утомлении это

проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил

поведения. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Увидев перевозбужденного ребенка, нужно

переключить его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ему восстановить силы и успокоиться.

Активно проявляется также стремление детей к общению со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек и совместных игр. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Так же новые черты появляются в общении со

взрослыми. Они стремятся к познавательному, интеллектуальному общению.

Это проявляется в многочисленных вопросах детей: «Зачем», «Почему»,

«Когда», «Для чего» и т.д. Нередко дети многократно обращаются с одним и тем же вопросом и от взрослых требуется большое терпение.

Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов

ребенка, не замечает их или раздражается.

Доброжелательное отношение взрослого к детским вопросам помогает

развивать познавательную активность и укрепляет доверие ребенка к

взрослому. Дети становятся более любознательными, активными и

физически выносливыми. Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответы на волнующие вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Следует обратить внимание на то, что в этом возрасте недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

В этом возрасте основной деятельностью ребенка становится с\р игра. Ребенок примеряет на себя различные социальные роли. Причиной появления игровой роли является стремление ребенка включиться в заманчивый для него мир взрослых.

Именно игра должна стать помощником в воспитании вашего ребенка.

Игра вдвойне интересней ребенку, когда он чувствует поддержку и

заинтересованность самых близких и любимых людей – родителей. Важно

направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный,

творческий характер игры. К сожалению, как показывает опыт, родители редко играют с детьми. Причин этому очень много. Одни заняты на работе или по дому, другие

считают, что ребенок вполне самостоятелен и игра в одиночестве будет способствовать его развитию. Встречаются и такие родители, которые

попросту не знают, как играть с ребенком. Чем интересней и разнообразней будут ваши игры с ребенком, тем гармоничней будет его встреча со взрослой жизнью. Игра доставляет ребенку очень много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют  взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

Поэтому сейчас я предлагаю вам немного отвлечься и поиграть.

1. Игра «Во что играем мы с детьми»

По очереди передавать мячик и продолжить предложение «В свободное

время мы любим играть в…..», называть игру, в которую играют дома с

ребенком.

2. Игра «Пантомимы»

Родителям предлагается показать без слов: «Избушка на курьих ножках»;

«Бабочка»; «Солнце»; «Цветок»; «Мяч»; «Машина»; «Лиса»; «Рыбка»;

«Кукла»; «Медведь».

3. Игра «Черный ящик или что спрятано?»

Ваша задача угадать, что спрятано в коробке, используя наводящие вопросы,

на которые я могу отвечать только односложно «ДА» и «НЕТ».

4. Рисунок «Солнышко», на лучиках написать положительные качества

вашего ребенка и презентовать.

6. ЗаключениеЦель: подвести итоги собрания –тренинга, рефлексия.

Ведущий обращает внимание на то, что искренность ответов и доброжелательный настрой всех сделали данную встречу интересной и познавательной. Большинство современных родителей много времени проводят на работе. И многие говорят, что в тот момент, когда у них находится время на игру с ребенком, малышу уже пора спать. В этом случае вам на помощь приходит сказка, совместное чтение книг. Те минуты, которые вы проведете вместе, читая книгу, помогут сохранить контакт с ребенком и будут полезны для его развития. Подводя итог своего выступления, хочу сказать, играйте со своими детьми, проявляйте свою фантазию в занятиях с детьми, наслаждайтесь

совместно проведенным временем, проводите досуг всей семьей. Дети растут быстро, поэтому цените каждый миг, проведенный вместе! Любви вам и терпения! До новых встреч!__