Музыкально-дидактические игры: их особенности для развития музыкальных способностей в старшем возрасте

         Содержание музыкального воспитания в ДОУ создает благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребенка, его музыкальных способностей. Большую помощь в обучении, сенсорном воспитании детей, в решении задач их гармоничного развития оказывают музыкально-дидактические игры. Они формируют у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помогают детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развивают у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, умение слышать силу и длительность звука.

       Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, способность к восприятию, и требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, развивают внимание, находчивость. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным стимулом для желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

        Особенности психического развития старших дошкольников свидетельствуют: в этом возрасте появляется реальная возможность для обогащения их музыкального и жизненного опыта. Согласно современным исследованиям, к семи годам ребенка:

  • складывается полный комплекс музыкальных способностей;
  • музыкальное восприятие – мышление развивается в единстве и взаимодействии интонационного восприятия, осознание музыки и ее индивидуальной интерпретации;
  • более явно, чем ранее, проявляется интерес к музыке: дети не только предпочитают тот или иной вид деятельности, но и избирательно относятся к различным ее видам;
  • формируется оценочное отношение к музыке и исполнительской деятельности;
  • на основе опыта восприятия музыки развивается способность к обобщению несложных музыкальных явлений, обогащается эмоциональная сфера, активизируется творческий потенциал.

     Овладевая игровыми умениями, старший дошкольник участвует в создании игровой ситуации и выполнении игровых правил действий, способствующих решению поставленных в игре задач.

      Музыкальные игры старших дошкольников, сохраняя преемственность с играми детей младшего возраста, имеют ряд особенностей, проявляющихся в следующих показателях:

  • усложнение задач и способов познавательной деятельности;
  • обогащение содержания представлений о свойствах и качествах чувственно воспринимаемых явлений;
  • изменение характера игрового общения детей и педагога (появление направленности на сверстника как на партнера по игровой деятельности; более активное использование таких моделей взаимодействия педагога ребенка, как взрослый – ведомый, взрослый – консультант, взрослый – наблюдатель) .

      Наблюдения за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют: в отличие от младших дошкольников они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулировать правила игры. Наличие у детей определенного музыкального и жизненного опыта позволяет им быть достаточно активными в ходе игры и самостоятельно использовать умения, полученные в повседневной жизни.

       Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, правильно передавать ритмический рисунок песен.

      В старших группах дети учатся определять направление мелодии, находить длинные и короткие звуки, выкладывать ритмический рисунок, ритмично исполнять его на музыкальных инструментах. Для этого можно использовать такие игры, ка «Музыкальные лесенки», «Бубенчики», «Где мои детки? », «Ритмическое лото», «Узнай по ритму», «Учитесь танцевать» и другие.

      Применение музыкально-дидактических игр в процессе слушания дает возможность детям несколько раз слушать одно и то же произведение в ненавязчивой форме. В игре «Слушаем музыку» дети подбирают картинки к прослушанным произведениям, в игре «Назови композитора» называют автора музыки, в игре «Какая музыка? » с помощью импровизированных движений передают характер музыки.

     Одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения. На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаясь с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий по движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие, что необходимо им в дальнейшем в самостоятельной музыкальной деятельности. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движение. В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется умению самостоятельно действовать под музыку: выполнять различные перестроения, запомнить последовательность движений пляски, придумать свой танец, используя плясовые движения.

     Большую помощь в активном развитии двигательной реакции детей оказывают музыкально-дидактические игры. Например, в игре «Кто из лесу вышел» дети 6 лет должны не только определить по характеру музыки, кто вышел из леса, но и передать движением того или иного персонажа. Игры «Песня – танец – марш», «Чей марш», «Три танца» помогают детям освоить жанры. А игра «Концерт» обобщает знания детей. В ней каждый ребенок может сам выбрать, в чем он хочет себя проявить: в танце, музыкальном этюде, инсценировании песни, хоровой или подвижной игре. Для этого нужно выбрать элемент костюма или необходимый атрибут.

         Таким образом, правильно продуманные и интересно организованные музыкально-дидактические игры расширяют музыкальные представления детей, развивают их музыкальные способности, способствуют воспитанию чувства товарищества и дружбы, развитию творческих способностей.