Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника

Духовно-нравственное воспитание, это длительный процесс, который предполагает, внутреннее изменение каждого участника, но результат его может найти отражение не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее. В этом и заключается трудность оценивания эффективности проводимой работы. Каковы же ее цели и задачи?

Главной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие приобретению им нравственного духовного опыта, основанного на народных традициях, традициях православной культуры. И задача музыкального руководителя - средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребенка. Необходимо научить его ориентироваться в мире музыки, привить вкус. Приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире

Задачи:

* Приобщение детей к духовно-нравственным ценностям,

раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований.

*Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и своему народу. «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский

*Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей.

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья». (Владимир Бехтерев)

*Создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения. Трудно разграничить духовное и нравственно- эстетическое воспитание или развитие дошкольников, так как, приобщая детей к шедеврам мирового искусства, знакомя их с произведениями великих композиторов П.Чайковским, С. Прокофьевым, Д.Кабалевским, Д.Лядовым, Римским-Корсаковым и другими мы влияем на духовный, внутренний мир ребенка через его эмоции и переживания.

Формирование духовности неразрывно связано с нравственно-эстетическим, патриотическим воспитанием, знакомством и изучением народных традиций и обычаев своего народа.

«Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств». (Василий Александрович Сухомлинский)

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие. В детском саду, начиная с раннего возраста, ребенок слушает и подпевает потешки, колыбельные, народные прибаутки. Подражая воспитателю, воспроизводит звуки на шумовых инструментах: погремушке, бубне, колокольчике, барабане. Но дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию. Очень важен при этом подбор музыкального материала. Материала, который бы соответствовал возрасту детей и вызывал живой познавательный интерес и желание петь, слушать и выполнять игровые действия.

Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду на занятиях, в игре, на прогулке, на праздниках и развлечениях.

Музыкальная деятельность соприкасается со всеми образовательными областями, и структура музыкальных занятий способствует многогранному восприятию музыкального искусства. Различные виды музыкальной деятельности (музыкально - ритмические движения, слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные подвижные игры, театрализация) позволяют ребенку во всей полноте соприкоснуться с миром музыки.

Главное, что должен делать музыкальный руководитель, - научить смотреть и видеть, слушать и слышать, развивать внимание, умение выражать свое отношение к произведениям искусства. Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она может через эмоции и чувства, лишь разбудить нравственные силы, которые генетически заложены в каждого из нас.

Этому способствует навыки слушания музыки. Музыка развивает способность чувствовать, мыслить, обобщать, размышлять, развивает воображение. Музыка окружает ребенка повсеместно, поэтому он испытывает ее физиологическое и психическое воздействие. Многократное восприятие музыкальных произведений помогает ребенку выявить для себя важные чувства и настроения, выраженные в музыкальных образах. Под воздействием свойств музыкального звука ребенок расширяет свой нравственно- чувственный опыт новыми переживаниями. Переживая содержание музыки, ребенок становится более отзывчивым на различные эмоции, и это позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы. В чем и проявляется воспитательное значения музыки. На музыкальных занятиях я учу детей выражать свои чувства и рассказывать о них.

Ведь духовно-нравственное воспитание и состоит в том, чтобы через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих вечных духовных ценностей, таких, как: любовь, красота, добро, сила духа, ценность жизни.

Мне не раз приходилось сталкиваться с детской пассивностью, закомплексованностью, неумением раскрывать свои возможности, поэтому, на музыкальных занятиях, я стараюсь создать благоприятный психологический климат, способствующий раскрепощению ребят. Музыка, не только носитель ценностей, но и объект, и инструмент познания окружающего мира. Я стараюсь зажечь в малышах искорку творчества, соединить процесс обучения с естественными, для детей дошкольного возраста, интересами и переживаниями, научить радоваться, постигая окружающий мир.(Слайд 21)

Основной и самый любимый вид деятельности дошкольников –это игра. Именно она приносить малышам огромную радость. Музыкальные игры, являясь одним из видов музыкальной деятельности, так же, формируют и развивают духовные качества ребенка. Например, такие музыкальные народные игры, как: «Горелки», «Где ты был Иванушка?», «Земелюшка – чернозем», «Золотые ворота»,«У дедушки Якова»,«Маланья» и другие.

Дети с удовольствием играют в эти игры на праздниках, развлечениях и на прогулках. Хороводы стали постоянным элементом развлечений, связанных с народными традициями.

Организуя праздники и развлечения, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственные, патриотические и культурные качества. Дети всегда ждут в саду новогодних, Рождественских праздников, праздника Масленицы, Пасхи. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма. Исходя из этого, в своей работе с детьми я стремлюсь добиваться того, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. д.

Сюжетно-ролевые игры («Кого встретил колобок», «Репка» и др.), театрализация сказок («Теремок», «Заячья избушка», «Колобок» и др.), инсценирование песен («Как и наших у ворот», «Как на тоненький ледок» и др.), помогают ребенку проявить свои творческие способности или просто выразить свое внутреннее состояние и эмоции.

Работа музыкального руководителя многогранна. В процессе работы с детьми, я использую различные формы и виды ее содержания, которые направлены на всестороннее и гармоничное их развитие. Так, игра на детских музыкальных инструментах, не только развивает чувство ритма, учит владеть приемами выразительного исполнения, навыкам совместной игры, но и расширяет кругозор и знания о происхождении музыкальных инструментов и народных традициях.

Песня открывает перед ребенком красоту мира. Слушая музыку природы, которая является ключом к пониманию и переживанию красоты мелодии, дети эмоционально готовятся к хоровому пению. Важно добиться того, чтобы они различали, в окружающей их природе, звуки созвучные песне, которую будут исполнять.

И, тем не менее, главное в работе музыкального руководителя - не только воспитать отдельный талант или развить его исполнительские качества, а в том, чтобы дети полюбили музыку, и она стала для них духовной потребностью и необходимостью.

Музыка - влиятельное средство в формировании духовно - творческой личности. Она всегда являлась самым чудодейственным, тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.

Но воспитать ребенка нравственно с высокими духовными качествами невозможно без тесной совместной работы с семьей. Здесь важна разъяснительная работа с родителями о роли музыки в жизни ребенка, влиянии на его нравственное, психическое и физическое здоровье. Информация по этим и другим вопросам, ежемесячно сменяемая, предлагается мною родителям в

 «уголке музыкального руководителя».

Приобщаясь к музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты и морали, окунается в ценный духовный опыт многих поколений. Закончить освещение темы хочу словами писателя Р.Роллана: «Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его». Музыкальное искусство — это великая сила, влияющая на разум и душу ребенка.