Доклад на тему «Использование информационно-компьютерных технологий в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»

Использование информационно-компьютерных технологий в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста  

     Современные информационно-компьютерные технологии вошли в общеобразовательные учреждения и нашу жизнь в необычайно быстром темпе. Сегодня практически в каждом доме имеется компьютер, и нынешнее поколение ребятишек быстро овладевает им. Использование компьютера позволяет вывести деятельность ДОУ на новый, качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образованности воспитанников.

     Музыкальный руководитель должен владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями. Важнейшая задача современного детского сада научить детей ориентироваться в развивающей информационной среде, приобретать современные навыки «знакомства» с композиторами, просматривать картинки, фильмы, «чтения», играть в музыкально - развивающие игры. Использование ИКТ улучшает качество музыкального образования, воспитания и творческого развития детей дошкольного возраста.

      Использование ИКТ как современные приемы и методы музыкальной образовательной деятельности, определяются непосредственно характером конкретной музыкальной образовательной цели. Для эффективности восприятия музыкального произведения и эмоциональной отзывчивости на музыку я использовала следующие музыкально-дидактические ИКТ игры:

Игры на формирование и развитие музыкальной культуры.

воспитанникам предлагается:

  • прослушать звучание музыкального инструмента и назвать его;
  • определить жанр музыкального произведения;
  • узнать и назвать имя композитора;
  • найти «ошибку» в расположении иллюстрации (песня, танец, марш);
  • определить ритмический рисунок, соответствующий песне;
  • посмотреть и исполнить ритмический рисунок на разных музыкальных инструментах;
  • оркестровать знакомую песню с помощью ритмического рисунка;
  • определить динамику музыкального произведения (громко - тихо);
  • определить темп музыки;
  • определить характер музыки, подобрать правильную иллюстрацию;

    Игры такого плана способствуют развитию музыкальной памяти, логическому мышлению, развитию чувства ритма, темпа, ладового, звуковысотного, тембрового слуха.

Варианты их различны:

  • найти «пропавшую» картинку с изображением музыкального инструмента, определить ее место в ряду заданных (струнные, ударные, клавишные);
  • найти лишнюю картинку, оставшиеся картинки с изображением музыкальных жанров расположить в соответствии звучания музыки (песня, танец, марш);
  • выстроить последовательность события (зайцы спят, зайцы танцуют) в соответствии характера музыки (колыбельная, плясовая, марш);
  • подобрать сюжетные картинки (заяц, волк, лиса, медведь, колобок), соответствующие тембру музыки, сказочному герою.
  • подобрать к прослушанной музыке «Времена года» сюжетные картинки;
  • подобрать к каждой картинке с ритмическим рисунком изображение песни (елочка, флажок, петушок).

     Учитывая сложность предлагаемого задания, я последовательно формирую такие музыкальные умения и навыки, на основе специально подобранного дидактического материала, предлагая вначале придумать мелодию, которую надо исполнить, например: «Песня дождя». Затем задание усложняется: детям предлагается самостоятельно придумать музыкальную сказку и озвучить всех ее героев с помощью музыкальных инструментов.

       В игре на детских музыкальных инструментах, воспитанники знакомились с ритмическими схемами, помогающими правильно передавать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий, песен.

    Реализуя задачи обучения воспитанников восприятию (слушанию) музыки, я использовала в работе мультимедийные презентации. Созданные мультимедийные презентации применяла:

  • при проведении непосредственно образовательной деятельности («Осень», «Зимнее настроение»);
  • знакомстве с биографией, творчеством композиторов как в образовательной ситуации, так и при проведении музыкальных гостиных (П. И. Чайковский «По страницам «Детского альбома», Н. А. Римский – Корсаков «Сказка в музыке», ознакомлении с музыкальными инструментами, в качестве иллюстраций к музыкальным произведениям, жанровых картинок, в мультфильмах, видеофильмах «Балет», «В театре»).

     Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности также предполагает использование информационно- компьютерных технологий:

  • при проведении дыхательной гимнастики («Подуем на тучки, на снежинки, на одуванчик»);
  •  работе над чистотой интонирования (технологии О. Кацер, Т. Э. Тютюнниковой «Рисуем голосом»);
  • в классических, проверенных временем упражнениях - распевках для развития звуковысотного динамического, тембрового слуха из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной;
  • в использовании опорных рисунков для обучения заучиванию текста песен, овладения приемами работы с мнемотаблицами, как видеозаставки к детским песням.

    Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических движений помогает воспитанникам качественно выполнять упражнения, перестроения, соблюдать их последовательность и выразительность. В данном виде музыкальной деятельности мной использовались:

  • видеоролики с показом качественного исполнения танцевальных композиций;
  • анимации – схемы для обучения детей выполнению музыкально- ритмических движений.

     В игровом и танцевальном творчестве детям предлагается придумать свои танцевальные движения включить их в музыкальную игру. Воспитанникам предлагается:

  • найти несоответствие между музыкой и иллюстрацией;
  • найти несоответствие в содержании рассказа, и звучанием музыки;
  • найти несоответствие звуков музыкальных инструментов, не подходящих по содержанию музыкальному произведению, и заменить их подходящими;

   Также в работе с воспитанниками активно использовались игровые пособия с применением ИКТ, предназначенные для организации самостоятельной и совместной деятельности детей, накопления опыта восприятия музыки, развития музыкального слуха, креативности, коммуникативных качеств. Это музыкально-дидактические игры «Зайцы на полянке», «Узнай музыкальный инструмент», «Теремок» и другие.

       Информационно - компьютерные технологии широко применялись при проведении праздников, развлечений в ДОУ, в выступлениях с воспитанниками (концерт посвященный дню 8 марта )

     Интерактивное пособие «Музыкальная шкатулка» формирует у детей желание услышать рассказ о композиторе, после прослушивания музыки и просмотра иллюстрации к ней. Закрепляя знания о композиторе и его произведениях, я предлагаю детям подобрать иллюстрации к его музыкальным произведения, предметные картинки музыкальных инструментов, определяя средства музыкальной выразительности.

    В интерактивном пособии «Сказка в музыке» педагог закрепляет первый опыт детей по определению музыкального произведения по предложенной мелодии в целый рассказ, и просмотр музыкальной сказки или ее фрагмента. Педагоги предлагают детям изобразить сказочных героев, их походку, манеру, эмоции.

   Отдельное внимание уделяю развитию и формированию у детей певческих навыков, певческого творчества.

   Интерактивное пособие «Музыкальный букварик» составлено по музыкально-методическому учебному материалу Е.Н. Тиличеевой «Музыкальный букварь». В него входят самые разнообразные вокальные упражнения, попевки, потешки, песенки, с которыми я знакомлю воспитанников с нотной грамоты, обучают их чистому интонированию.

       Например, на экране картинка с изображением качелей («Качели» Е.Н. Тиличеева), которые двигаются вверх, вниз; девочки, которая поет «Ау!». Дети старшего дошкольного возраста интонацией голоса и движением руки показывают высоту звука и исполняют вокальное упражнение. Эти упражнения направлены на развитие певческих умений и навыков. Благодаря наглядному эффекту, дошкольники быстрее понимают движение звука вверх-вниз.

     Вокальное упражнение «Лесенка» учит детей старшего дошкольного возраста пропевать постепенно мелодию из пяти нот вверх и вниз. С помощью экранного изображения дети наглядно видят направление движения мелодии и легко ориентируются в исполнении. Следующим заданием является исполнить и сыграть вокальную попевку на металлофоне. Для среднего дошкольного возраста   предлагаю вокальное упражнение «Спите куклы» Е.Н. Тиличеевой. На экране изображены девочки, которые укачивают кукол, звучит попевка «Баю-баю», после прослушивания нужно пропеть попевку вместе с показом руки, потом проиграть на металлофоне. Дети исполняют вокальное упражнение спокойным ненапряженным звуком сначала под пианино, потом под фонограмму. В младшей группе вначале я пропеваю вокальное упражнение «Птички», с помощью экранного изображения дети легко понимают какая птичка как поет: мама-низко, птенчик-высоко.

В дальнейшем планирую продолжить работу по созданию новых моделей, презентаций, дидактических игр средствами ИКТ, продолжать активно заниматься самообразованием, внедрять инновационные технологии в педагогический процесс.

     Восприятие всегда целостно. Музыка, слово и наглядность, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребенка. Творческие задания с использованием ИКТ активизирует восприятие и таким образом, благодаря использование ИКТ в  образовательной области «Художественно - эстетическое развитие. Музыка» дало возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его результативность, сформировать устойчивый интерес, музыкально-творческие способности детей дошкольного возраста, способствовало повышению музыкальной культуры родителей воспитанников ДОУ.

Музыкально-ритмическое движение самостоятельная деятельность с ленточками

Игра на детских музыкальных инструментах  Досуговая деятельность