Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе на тему: «Доброта».

Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Кивал Н.А.

Цель: Выявить и обобщить у детей правильное представление о доброте.

Задачи:

Образовательные: учить быть сдержанным и доброжелательным, работать над определением понятия добра в процессе общения. Учить раскрывать смысл пословиц, побуждать детей интересоваться смыслом слов, через игровую деятельность усваивать нравственные понятия.

Развивающие: развивать инициативу и любознательность с целью получения новых знаний.

Воспитательные: воспитывать стремление совершать добрые поступки, дружеские отношения между детьми.

Предварительная работа: чтение рассказа «Просто старушка» В.Осеева, «Гадкий утёнок» Г.Х. Андерсен, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями,  беседы на нравственные темы, заучивание стихов и пословиц о доброте.

Материалы и оборудование: кукла Незнайка, чемоданчик, мяч,  шкатулка с пословицами,  машинка, цветок, книга, листок бумаги и фломастер.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Релаксация.
- Ребята, сейчас мы с вами отправимся на поляну волшебных цветов. Сядем на корточки, как маленькое семечко. Обхватим руками колени, голова опущена вниз. И тут теплый лучик солнца упал на землю и стал согревать в земле семечки. Как стало тепло! Все почувствовали, как стало тепло? И из каждого семечка проклюнулся росток, сначала поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются все выше и выше, тянутся к солнышку. Цветочки растут, и вот уже появляется первый бутончик; а солнышко теплее и теплее греет и бутончики распускаются. Вот какие красивые выросли цветы на поляне волшебных цветов!  Погреем на солнышке каждый лепесток, погреем головку, погреем правую щечку, теперь левую. Как рады солнышку цветы! Улыбнемся солнышку и друг другу!

 Пусть улыбка и хорошее настроение будут помощниками на нашем занятии.

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришёл Незнайка и принёс с собой необычный чемоданчик, чтобы открыть чемоданчик нужно отгадать загадку, но без вашей помощи он не сможет этого сделать. Поможете Незнайке?

Дети: Поможем.

Оно бывает у тебя, когда все хорошо. 
Когда вдруг вышло солнце, и дождик весь прошел. 
Часто ты делаешь его людям, и они делают его тебе. 
Оно у тебя есть в душе, но не найти его нигде.

Дети: Это «добро», «доброта».

Воспитатель: Верно. Сегодня на занятии мы окунёмся в мир доброты, вспомним пословицы о добре и поиграем в интересные игры.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, а что такое «доброта»?

Дети: Это хорошие поступки!

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли потрогать доброту? Есть ли у неё запах, вкус? Быть может её нетрудно увидеть? А в чём её можно увидеть?

Дети: В поступках, в делах, в действиях человека.

 Послушайте стихотворение про доброту.

Добрым быть совсем, совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Надо только добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

Воспитатель: Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки? (ответы детей)

Загадку мы отгадали и чемоданчик открылся. А что есть у Незнайки  чемоданчике, посмотрим?

Воспитатель достает мяч.  Я хочу поиграть с вами в игру, которая называется  «Замени добрыми словами». Играть будем в кругу. Бросая мяч каждому из вас, я буду называть слова, а вы поможете мне заменить эти слова на добрые. Готовы? (ответы детей)

Злой – добрый; невежливый – вежливый                                              

Грубый – ласковый; отнять – отдать, подарить

Поругать – похвалить; ленивый – трудолюбивый

Жадный – щедрый; обидеть – защитить

Огорчить – обрадовать; грустный – весёлый; равнодушный – заботливый;  неряшливый – аккуратный; сломать – починить; порвать – заклеить; крикливый – молчаливый;  трусливый – храбрый.

Воспитатель: Молодцы, ребята вы справились с заданием! Но у Незнайки  в чемоданчике еще есть очень много интересных предметов.

Достает: зёрнышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы и скажите, какие добрые поступки можно совершить с помощью этих предметов?

Дети: Зёрнышками накормить птиц, книгу – подклеить, цветок - полить, подарить. Чашку - вымыть. Нарисовать фломастерами поздравительную открытку и подарить.

Воспитатель: Молодцы, вы правильно справились с заданием.

В руках шкатулка у меня

Пословиц в ней полно

Но мудрость спрятана одна

Как делать нам добро.

Вы сейчас достанете пословицу и расскажете Незнайке о чём она. Незнайка,  а ты запоминай пословицы.

           -Добрый человек добру учит

           -Добро всегда побеждает зло

           -Добро век не забудется.

           -Жизнь дана на добрые дела.

          -Мир не без добрых людей.

          -Доброе слово лечит, а худое калечит.

Воспитатель: Ребята, вы знаете много добрых и волшебных слов, а чтобы они сопутствовали вам всегда, поиграем в игру.  Я начну, а вы закончите.

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого …  (спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит…… (добрый день)

Если тебя ругают за шалости, надо сказать…(простите, пожалуйста)

Если друг попал в беду….. (помоги ему)

Решай споры словами, а не…(кулаками).

Воспитатель: Никогда не забывайте про вежливые слова, умейте их использовать в разных ситуациях и тогда про вас всегда будут говорить «Какой вежливый…»

Физкультминутка. А сейчас встаньте в круг, я прочитаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.

Настроение упало (опускают руки вниз)

Дело валится из рук (качают головой, встряхивают кистями рук)

Если есть хороший друг (поворачиваются друг к другу, протягивая руки)

С делами справимся вдвоем (пожимают руки)

С облегчением вздохнем (глубокий вдох-выдох)

Настроение поднимем (нагибаются и медленно выпрямляются)

И друг друга мы обнимем (обнимаются все)

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Что такое хорошо, а что такое плохо» Я буду называть хорошие и плохие поступки детей. Когда я назову хороший поступок, вы захлопаете в ладоши и улыбнётесь, а когда плохой - топаете ногами и хмуритесь.

-Мальчик отнял у девочки конфету

-Ваня подарил свою игрушку малышу.

-Саша дал свои варежки погреться Маше.

-Соня помогла маме подмести пол.

-Костя обозвал девочку плохим словом.

Незнайка: Вижу, что вы хорошие дети и умеете делать добрые дела.  А сейчас мне пора, спасибо всем, что вы помогли мне.

  1. Рефлексия.

Ребята, давайте вспомним, о чём сегодня мы говорили на занятии? В чем у вас были затруднения?

Все вы сегодня были молодцы!!!