Семейное чтение будущих первоклассников.
- Подробности
- Опубликовано: 08.09.2022 15:23
Дорогие родители будущих первоклассников! Вам, конечно же, хочется, чтобы Ваши дети были любопытными и стремились к знаниям, и, как результат, достигли бы успехов в жизни. Одним из лучших средств развития во все времена являлись книги. Принимая во внимание ведущую роль книги в развитии ребѐнка, перед Вами и перед нами, педагогами, стоит задача научить любить книгу. А это огромный совместный труд!
Семейное чтение – это совместная читательская деятельность в условиях творческого общения ребенка с родителями.
Семья – это особый социальный институт, вводящий ребѐнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит
Если в доме много книг, если они являются предметом уважения и любви, и вокруг себя малыш видит читающих, а то и слышит чтение вслух, любовь к книге, конечно, у него возникнет интерес к печатному слову, и будет расти»
Что же мешает чтению детей? Просто сейчас детских развлечений стало гораздо больше. Бесконечное сидение перед телевизором и столько же бесконечное щелканье пультом. Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Первоклассники не могут четко определить, где – правда, а где – ложь. Они слепо доверяют всему тому, что видят на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11-12 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране.
5 причин, по которым надо читать книги:
- Чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми, у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы
красивого, литературного языка, учится не только говорить и писать, но думать грамотно.
- Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память и воображение. Все знают, что каждая прочитанная книга увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях.
- Ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.
- Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта. Сейчас много говорят о том, что традиционная система оценок успеваемости школьника изживает себя. На смену ей идет другая, основанная на накоплении опыта, достижений ученика в той или иной области знаний, которая может быть выражена в олимпиадах, конкурсах, турнирах. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления.
- Успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его
начитанности. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются
Предлагаем Вашему вниманию возможный рекомендательный список детских книг для семейного чтения.
Список художественной литературы для семейного чтения с будущими первоклассниками
Литературная сказка
- Андерсен Ганс Христиан «Дюймовочка» и другие сказки(по выбору).
- Братья Гримм «Розочка и Беляночка», «Семеро храбрецов», «Храбрый портняжка».
- Киплинг Редьярд «Слоненок» и другие рассказы о животных.
- Перро Шарль «Красная шапочка» и другие сказки(по выбору)
- Пушкин Александр «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки.
- Родари Джанни «Приключения Голубой стрелы», «Приключения Чипполино».
- Чуковский Корней «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Телефон».
Рассказы о детях и для детей
- Носов Николай «Дружок», «Живая шляпа», «Карасик», «Фантазеры».
- Толстой Лев «Девочка и грибы», «Косточка», «Мышка вышла погулять…», «Пожарные собаки», «Старый дед и внучек».
О животных
- Бианки Виталий «Как муравьишко домой спешил», «Кто чем поет», «Лис и мышонок»,
«Теремок», «Хвосты».
- Пришвин Михаил «Гаечки», «Как поссорились кошка с собакой», «Осинкам холодно»,
«Рябина краснеет».
- Чарушин Евгений «Волчишко», «Глупые обезьянки», «Захочешь есть – говорить научишься», «Свинья», «Хитрая мама», «Что за зверь?», «Шур».
Поэзия для детей
- Барто Агния «Помощница и другие стихотворения», «Уехали».
- Заходер Борис «Гимнастика для головастика», «Жил-был Фип», «Про мохнатых и пернатых».
- Маршак Самуил «Веселая азбука», «Веселый счет от 1 до 10», «Вот какой рассеянный…».
*«Где обедал воробей?», «Круглый год», «Про все на свете».
- Михалков Сергей Стихи.
- Мошковская Эмма «Сто ребят – детский сад».
- Сапгир Генрих «Лошарик», «Ночь и день», «Про овечку и человечка», «Тень-олень»,
«Тучи».
- Успенский Эдуард «Разноцветная семейка».
- Хармс Даниил «Бульдог и таксик», «Веселые чижи», «Врун», «Иван Иваныч Самовар»,
«Иван Топорышкин», «Кошки», «Миллион», «Очень страшная история», «Что это было?».
Желаем вам успехов и приятного чтения! Список литературы:
- Степанов С.С. Большой мир маленьких детей: Мы и наши дети: грамматика отношений , М.: Дрофа-Плюс , 2006.
- Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е. О. Смирновой. – М. – Воронеж, 200
- Интернет ресурсы: https://www.stupeni-ru/